• Приглашаем посетить наш сайт
    Грин (grin.lit-info.ru)
  • Полянский В.: Чернышевский.
    Часть 7

    Часть: 1 2 3 4 5 6 7

    7 

    Чернышевский чрезвычайно высоко ценил народное творчество, в частности народную поэзию. Народная поэзия -- устная литература широчайших масс крестьянства -- выражает лучшие черты народного характера, является мощным средством воспитания и представляет собой огромную эстетическую ценность. Чернышевский указывает, что истинный патриот не может не любить фольклора. Устная народная словесность "до сих пор остается единственною поэзиею массы народонаселения; поэтому она интересна и мила для всякого, кто любит свой народ. А не любить своего родного невозможно. Другое достоинство ее -- чисто ученое: в народной поэзии сохраняются предания старины. Потому важность ее неизмеримо велика и посвящать свою жизнь собиранию народных песен -- прекрасный подвиг. Народная поэзия прекрасна" (II, 308).

    Народная поэзия является прекрасным материалом для изучения народа, его исторически сложившихся особенностей, она имеет большое научно-познавательное значение.

    "Существенные качества народной поэзии, достойной своего имени, очевидны из качеств народа, которому она принадлежит, из обстоятельств ее происхождения и роли, какую играет она в народной жизни. Народная поэзия развивается только у народов энергических, свежих, полных кипучей жизни, искренности, достоинства и благородства. Потому она всегда полна свежего, энергического, истинно поэтического содержания. Она всегда возвышенна, целомудренна, если можно так выразиться, чиста, проникнута всеми началами прекрасного... Она принадлежит целому народу, потому чужда всякой мелочности и пустоты, которой в неиспорченном народе может поддаваться только отдельный человек, а не целая масса; она вообще полна жизни, энергии, простоты, искренности, дышит нравственным здоровьем. Каково ее содержание, такова и форма ее: проста, безыскусственна, благородна, энергична" (II, 297--298).

    Наибольшего расцвета народная поэзия достигает у народов свободолюбивых, активно борющихся за свою национальную независимость и свою свободу: "Только там являлась богатая народная поэзия, где масса народа... волновалась сильными и благородными чувствами, где совершались силою народа великие события. Такими периодами жизни были у испанцев войны с маврами, у сербов и греков -- войны с турками, у малоруссов -- войны с поляками" (II, 295).

    В борьбе обнаруживаются лучшие качества народа, и фольклорные произведения, в которых это показано, наиболее ярко выражают дух народа. Чернышевский приводит примеры высоких образцов героической народной поэзии -- патриотическую сербскую песню, рисующую самоотверженную и непримиримую борьбу сербов с турецкими захватчиками, и русскую былину о Даниле Денисьевиче, в которой честному и смелому богатырю Даниле, его верной, исполненной чувства собственного достоинства жене противопоставляются завистливый и жестокий князь Владимир и его коварный советник Мишаточка Путятин.

    Вместе с развитием народа, с ростом его культуры развивается его национальная самобытность. Культура народа всегда носит национальный характер: "... только образование даст индивидуальности содержание и простор; варвары все сходны между собою; каждая из высоко-образованных наций отличается от других резко обрисованною индивидуальностью. Потому, заботясь о развитии общечеловеческих начал, мы в то же время содействуем развитию своих особенных качеств..." (II, 292).

    У колыбели национальной культуры стоит фольклор. Он служит ярким проявлением высокого уровня развития духовной жизни народа зачастую уже на ранних исторических этапах. Народ создает произведения, о которых "должно решительно сказать, что только у первоклассных поэтов могут быть найдены произведения, равные им по красоте" (II, 305).

    Народная поэзия, в своем содержании отражающая мечты, чаяния и переживания народа, прекрасная, истинно художественная по форме, является богатым источником для писателей. Наиболее даровитые, честные, болеющие за судьбу народа и близкие ему писатели приближаются к этому источнику и черпают из него огромные силы. "Всё светлое" в творчестве Шекспира, по мнению Чернышевского, объясняется "очаровательным влиянием" сказок, которое господствует над его поэзией. Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Некрасов учились на фольклорных образцах и вступали с ними в творческое соревнование. Чернышевский возражал против попыток противопоставить народную поэзию современной литературе, опереться в отрицании современной реалистической школы на фольклор. Полемизируя со славянофилами и их последователем Ап. Григорьевым, он показал, что реалистический стиль и обличительные тенденции свойственны лучшим фольклорным произведениям.

    революционную интеллигенцию народу как якобы консервативной, "охранительной" силе. Реакционные теории подобного рода были разбиты Чернышевским.

    Развивая взгляды Белинского на народность литературы и значение народной поэзии, Чернышевский энергично выступил против реакционных и либеральных концепций в фольклористике. Он отметил, что революционно-демократическая критика недостаточно уделяет внимания научной литературе, в результате этого представители ложных концепций чувствуют себя спокойнее в науке, чем в литературе: "Ученая критика у нас еще слабее литературной; потому часто одна массивность и внешняя ученая обстановка сочинения вводят в заблуждение и заставляют многих принимать выводы, делаемые автором, хотя в сущности он не представил и не мог представить никаких подтверждений своим положениям" (II, 326).

    В статьях, посвященных "Магазину землеведения и путешествий" Фролова, "Путешествию" А. Норова, "Архиву историко-юридических сведений" Калачева и др., Чернышевский боролся против лженаучных концепций в фольклористике и филологии. Крупнейший знаток языков, фольклора и литературы разных народов, замечательный филолог и историк, он развил революционно-демократическую научную критику. Борясь с либеральными и консервативными представителями "академической" науки, Чернышевский показывал, что нет "чистой науки", не зависимой от жизни общества и от борьбы, которая происходит в обществе. Наука должна сознательно служить народу, его интересам, делу революции. Отгораживаясь от народа, она неизбежно делается служанкой господствующих классов и реакционных групп.

    Чернышевский вскрывает реакционный политический смысл филологических построений Гильфердинга и замечает: "Вот до каких несообразностей доводят и людей, добросовестно трудящихся для науки, задние мысли" (II, 418). Принципиальный характер носит и критика им Буслаева, стремившегося замкнуться в "чистую науку", впадавшего в идеализацию искусства и культуры феодальной эпохи, и критика Гримма. О подобных ученых Чернышевский писал: "... для филологических исследователей, в главе которых стоит Гримм, старина важна потому, что она старина. А наука должна быть служительницею человека. Чем более может она иметь влияния на жизнь, тем она важнее. Неприложимая к жизни наука достойна занимать собою только схоластиков" (II, 373).

    Чернышевский указывал, что идеализация первобытных форм жизни и культуры народа всегда носит реакционный характер. "Вместо движения превозносится застой, вместо живого духа начинает господствовать мертвая буква" (II, 293). Такое отношение к своему народу и его культуре в существе своем антипатриотично. В качестве исторического примера Чернышевский напоминает "грустную историю тевтономании, которая нанесла так много вреда... Германии" (II, 293). Ссылаясь на авторитет Белинского, Чернышевский указывает, что тевтономания "жалкого немецкого романтизма в науке и литературе", идеализировавшего средневековую германскую отсталость, была глубоко отрицательным явлением. Она оказала пагубное влияние на немецкую литературу и привела к тому, что Германия была "наводнена переводами дюмасовских романов" (II, 293).

    содержание, показывая, какие черты народной жизни и характера отразились в этих произведениях, делали на основании своих изучений выводы о том, к какой жизни стремится народ и каким образом можно помочь его освобождению.

    Чернышевский указывал, что без понимания современного положения общества и народов нельзя осмыслить их историческое прошлое. Великий критик призывал к тщательному изучению Национальных особенностей развития народов. Он критиковал труды представителей "теории миграции" и работы ученых, искавших в каждом культурном явлении следы заимствований.

    Фольклористика и филология должны, по мнению Чернышевского, соединяться с этнографией, с изучением быта, условий материальной жизни народов разных времен. Абстрактным теориям представителей мифологической школы в фольклористике Чернышевский противопоставил требование настойчиво изучать живую современную речь и быт народов.

    * * *

    Изучение литературно-критической деятельности Чернышевского, как и вообще революционных демократов, -- одна из основных задач советского литературоведения. Эстетика революционных демократов является самой близкой по своему духу к нашей эстетике, эстетике социалистического реализма, краеугольные камни которой заложены в трудах Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Громадное значение имеют статьи Чернышевского для изучения русской литературы XVIII и XIX веков, для разработки таких проблем эстетики социалистического реализма, как проблема закономерности развития искусства, проблема типичности, конфликта, сатиры и т. д.

    "Звезда" и "Ленинград" А. А. Жданов, говоря о боевых, наступательных задачах советской литературной критики, призывал критиков учиться у революционных демократов -- у Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина.

    1 2 3 4 5 6 7

    Раздел сайта: