• Приглашаем посетить наш сайт
    Лесков (leskov.lit-info.ru)
  • Чернышевский - Что делать?
    Глава вторая. Часть VI

    Марья Алексевна шмыгала мимо дочери и учителя во время первой их кадрили; но во время второй она не показывалась подле них, и вся была погружена в хлопоты хозяйки по приготовлению закуски вроде ужина. Кончив эти заботы, она справилась об учителе -- учителя уже не было.

    Через два дня учитель пришел на урок. Подали самовар, -- это всегда приходилось во время урока. Марья Алексевна вышла в комнату, где учитель занимался с Федею; прежде звала Федю Матрена: учитель хотел остаться на своем месте, потому что ведь он не пьет чаю, и просмотрит в это время федину тетрадь, но Марья Алексевна просила его пожаловать посидеть с ними, ей нужно поговорить с ним. Он пошел, сел за чайный стол.

    Марья Алексевна начала расспрашивать его о способностях Феди, о том, какая гимназия лучше, не лучше ли будет поместить мальчика в гимназический пансион, -- расспросы очень натуральные, только не рано ли немножко делаются? Во время этого разговора она так усердно и любезно просила учителя выкушать чаю, что Лопухов согласился отступить от своего правила, взял стакан. Верочка долго не выходила, -- вышла; она и учитель обменялись поклонами, будто ничего между ними не было, а Марья Алексевна все еще продолжала беседовать о Феде. Потом вдруг круто поворотила разговор на самого учителя и стала расспрашивать, кто он, что он, какие у него родственники, имеют ли состояние, как он живет, как думает жить; учитель отвечал коротко и неопределенно, что родственники есть, живут в провинции, люди небогатые, он сам живет уроками, останется медиком в Петербурге; словом сказать, из всего этого не выходило ничего. Видя такое упорство, Марья Алексевна приступила к делу прямее:

    -- Вот вы говорите, что останетесь здесь доктором; а здешним докторам, слава богу, можно жить: еще не думаете о семейной жизни, или имеете девушку на примете?

    "не имею на примете", но вспомнил: "ах, да ведь она подслушивала!" Ему стало смешно, -- ведь какую глупость тогда придумал! Как это я сочинил такую аллегорию, да и вовсе не нужно было! Ну вот, подите же, говорят, пропаганда вредна -- вон, как на нее подействовала пропаганда, когда у ней сердце чисто и не расположено к вредному; ну, подслушала и поняла, так мне какое дело?

    -- Как же, имею, -- сказал Лопухов.

    -- И помолвлены или нет еще?

    -- Помолвлен.

    -- И формально помолвлены, или только так, между собою говорили?

    Бедная Марья Алексевна! Она слышала слова "моя невеста", -- "ваша невеста" -- "я ee очень люблю" -- "она красавица", -- и успокоилась насчет волокитства со стороны учителя; и вторую кадриль уже могла вполне отдать хлопотам о закуске вроде ужина. Но ей хотелось пообстоятельнее и поосновательнее узнать эту успокоительную историю. Она продолжала расспросы; ведь каждому приятны успокоительные разговоры, да и во всяком случае, любопытно, -- ведь все любопытно. Учитель отвечал основательно, хотя, по своему правилу, кратко. -- Хороша ли его невеста? -- Необыкновенно. -- Есть ли приданое? -- теперь нет, но получает большое наследство. -- Большое? -- Очень большое. -- Как велико? -- Очень велико. -- Тысяч до ста? -- Гораздо больше. -- А сколько же? -- Да что об этом говорить, довольно того, что очень много. -- В деньгах? -- Есть и в деньгах. -- Может быть, и в поместьях! -- Да, есть и в поместьях. -- Скоро? -- Скоро. -- А свадьба скоро ли? -- Скоро. -- Так и следует, Дмитрий Сергеич, покуда еще не получила наследства, а то ведь от женихов отбою не будет. -- Совершенная правда. -- Да как это бог послал ему такое счастье, да как это не перехватили другие. -- Да так; почти еще никто не знает, что она должна получить наследство. -- А он проведал? -- Проведал. -- Да как же? -- Да он, признаться сказать, давно проведывал, ну, нашел. -- И верно разузнал? -- еще бы, документы сам проверял. -- Сам? -- Сам. С того и начал. -- С того и начал? -- Разумеется, кто в своем уме, без документов шагу не делает. -- Правда, Дмитрий Сергеич, не делает. Какое счастье-то! Верно за молитвы родительские! -- Вероятно.

    Учитель и прежде понравился Марье Алексевне тем, что не пьет чаю; по всему было видно, что он человек солидный, основательный; говорил он мало -- тем лучше, не вертопрах; но что говорил, то говорил хорошо -- особенно о деньгах; но с вечера третьего дня она увидела, что учитель даже очень хорошая находка, по совершенному препятствию к волокитству за девушками в семействах, где дает уроки: такое полное препятствие редко бывает у таких молодых людей. А теперь она была в полном удовольствии от него. В самом деле, какой солидный человек! И ведь не хвастался, что у него богатая невеста: каждое слово из него надобно было клещами вытягивать. И как пронюхивал-то -- видно, давно уж думал подыскать богатую невесту, -- и, поди, чать, как примазывался-то к ней! Ну, этот, можно сказать, умеет свои дела вести. И с документов прямо так и начал, да и говорит-то как! "без этого, говорит, нельзя, кто в своем уме" -- редкой основательности молодой человек!

    Верочка сначала едва удерживалась от слишком заметной улыбки, но постепенно ей стало казаться, -- как это ей стало казаться? -- нет, это не так, нет, это так! что Лопухов, хоть отвечал Марье Алексевне, но говорит не с Марьей Алексевною, а с нею, Верочкою, что над Марьей Алексевною он подшучивает, серьезно же и правду, и только правду, говорит одной ей, Верочке.

    сначала улыбаясь, потом серьезно, думала, что он говорит не с Марьей Алексевною, а с нею, и не шутя, а правду, а Марья Алексевна, с самого начала слушавшая Лопухова серьезно, обратилась к Верочке и сказала: "друг мой, Верочка, что ты все такой букой сидишь? Ты теперь с Дмитрием Сергеичем знакома, попросила бы его сыграть тебе в аккомпанемент, а сама бы спела!", и смысл этих слов был: "мы вас очень уважаем, Дмитрий Сергеич, и желаем, чтобы вы были близким знакомым нашего семейства; а ты, Верочка, не дичись Дмитрия Сергеича, я скажу Михаилу Иванычу, что уж у него есть невеста, и Михаил Иваныч тебя к нему не будет ревновать". -- Это было для Верочки и для Дмитрия Сергеича, -- он теперь уж и в мыслях Марьи Алексевны был не "учитель", а "Дмитрий Сергеич"; -- а для самой Марьи Алексевны слова ее имели третий, самый натуральный и настоящий смысл: "надо его приласкать; знакомство может впоследствии пригодиться, когда будет богат, шельма"; это был общий смысл слов Марьи Алексевны для Марьи Алексевны, а кроме общего, был в них для нее и частный смысл: "приласкавши, стану ему говорить, что мы люди небогатые, что нам тяжело платить по целковому за урок". Вот сколько смыслов имели слова Марьи Алексевны. Дмитрий Сергеич сказал, что теперь он кончит урок, а потом с удовольствием поиграет на фортепьяно.