• Приглашаем посетить наш сайт
    Станюкович (stanyukovich.lit-info.ru)
  • Чернышевский - Что делать?
    Глава первая. Часть VII

    Сторешников чаще и чаще начал думать: а что, как я в самом деле возьму да женюсь на ней? С ним произошел случай, очень обыкновенный в жизни не только людей несамостоятельных в его роде, а даже и людей с независимым характером. Даже в истории народов: этими случаями наполнены томы Юма и Гиббона, Ранке и Тьерри {23}; люди толкаются, толкаются в одну сторону только потому, что не слышат слова: "а попробуйте-ко, братцы, толкнуться в другую", -- услышат и начнут поворачиваться направо кругом, и пошли толкаться в другую сторону. Сторешников слышал и видел, что богатые молодые люди приобретают себе хорошеньких небогатых девушек в любовницы, -- ну, он и добивался сделать Верочку своею любовницею: другого слова не приходило ему в голову; услышал он другое слово: "можно жениться", -- ну, и стал думать на тему "жена", как прежде думал на тему "любовница".

    Это общая черта, по которой Сторешников очень удовлетворительно изображал в своей особе девять десятых долей истории рода человеческого. Но историки и психологи говорят, что в каждом частном факте общая причина "индивидуализируется" (по их выражению) местными, временными, племенными и личными элементами, и будто бы они-то, особенные-то элементы, и важны, -- то есть, что все ложки хотя и ложки, но каждый хлебает суп или щи тою ложкою, которая у него, именно вот у него в руке, и что именно вот эту-то ложку надобно рассматривать. Почему не рассмотреть.

    Главное уже сказала Жюли (точно читала она русские романы, которые все об этом упоминают!): сопротивление разжигает охоту. Сторешников привык мечтать, как он будет "обладать" Верочкою. Подобно Жюли, я люблю называть грубые вещи прямыми именами грубого и пошлого языка, на котором почти все мы почти постоянно думаем и говорим. Сторешников уже несколько недель занимался тем, что воображал себе Верочку в разных позах, и хотелось ему, чтобы эти картины осуществились. Оказалось, что она не осуществит их в звания любовницы, -- ну, пусть осуществляет в звании жены; это все равно, главное дело не звание, а позы, то есть обладание. О, грязь! о, грязь! -- "обладать" -- кто смеет обладать человеком? Обладают халатом, туфлями. -- Пустяки: почти каждый из нас, мужчин, обладает кем-нибудь из вас, наши сестры; опять пустяки: какие вы нам сестры? -- вы наши лакейки! Иные из вас, -- многие -- господствуют над нами -- это ничего: ведь и многие лакеи властвуют над своими барами.

    Мысли о позах разыгрались в Сторешникове после театра с такою силою, как еще никогда. Показавши приятелям любовницу своей фантазии, он увидел, что любовница гораздо лучше, что всякое другое достоинство, большинство людей оценивает с точностью только по общему отзыву. Всякий видит, что красивое лицо красиво, а до какой именно степени оно красиво, как это разберешь, пока ранг не определен дипломом? Верочку в галлерее или в последних рядах кресел, конечно, не замечали; но когда она явилась в ложе 2-го яруса, на нее было наведено очень много биноклей; а сколько похвал ей слышал Сторешников, когда, проводив ее, отправился в фойэ! а Серж? о, это человек с самым тонким вкусом! -- а Жюли? -- ну, нет, когда наклевывается такое счастье, тут нечего разбирать, под каким званием "обладать" им.

    Самолюбие было раздражено вместе с сладострастием. Но оно было затронуто и с другой стороны: "она едва ли пойдет за вас" -- как? не пойдет за него, при таком мундире и доме? нет, врешь, француженка, пойдет! вот пойдет же, пойдет!

    Была и еще одна причина в том же роде: мать Сторешникова, конечно, станет противиться женитьбе -- мать в этом случае представительница света, -- а Сторешников до сих пор трусил матери и, конечно, тяготился своею зависимостью от нее. Для людей бесхарактерных очень завлекательна мысль: "я не боюсь; у меня есть характер".

    Конечно, было и желание подвинуться в своей светской карьере через жену.

    А ко всему этому прибавлялось, что ведь Сторешников не смел показаться к Верочке в прежней роли, а между тем так и тянет посмотреть на нее.

    Словом, Сторешников с каждым днем все тверже думал жениться, и через неделю, когда Марья Алексевна, в воскресенье, вернувшись от поздней обедни, сидела и обдумывала, как ловить его, он сам явился с предложением. Верочка не выходила из своей комнаты, он мог говорить только с Марьею Алексевною. Марья Алексевна, конечно, сказала, что она с своей стороны считает себе за большую честь, но, как любящая мать, должна узнать мнение дочери и просит пожаловать за ответом завтра поутру.

    -- Ну, молодец девка моя Вера, -- говорила мужу Марья Алексевна, удивленная таким быстрым оборотом дела: -- гляди-ко, как она забрала молодца-то в руки! А я думала, думала, не знала, как и ум приложить! думала, много хлопот мне будет опять его заманить, думала, испорчено все дело, а она, моя голубушка, не портила, а к доброму концу вела, -- знала, как надо поступать. Ну, хитра, нечего сказать.

    -- Господь умудряет младенцы, -- произнес Павел Константиныч.

    Он редко играл роль в домашней жизни. Но Марья Алексевна была строгая хранительница добрых преданий, и в таком парадном случае, как объявление дочери о предложении, она назначила мужу ту почетную роль, какая по праву принадлежит главе семейства и владыке. Павел Константиныч и Марья Алексевна уселись на диване, как на торжественнейшем месте, и послали Матрену просить барышню пожаловать к ним.

    -- Вера, -- начал Павел Константиныч, -- Михаил Иваныч делает нам честь, просит твоей руки. Мы отвечали, как любящие тебя родители, что принуждать тебя не будем, но что с одной стороны рады. Ты как добрая послушная дочь, какою мы тебя всегда видели, положишься на нашу опытность, что мы не смели от бога молить такого жениха. Согласна, Вера?

    -- Нет, -- сказала Верочка.

    -- С ума ты сошла, дура? Смей повторить, мерзавка-ослушница! -- закричала Марья Алексевна, подымаясь с кулаками на дочь.

    -- Позвольте, маменька, -- сказала Вера, вставая: -- если вы до меня дотронетесь, я уйду из дому, запрете, -- брошусь из окна. Я знала, как вы примете мой отказ, и обдумала, что мне делать. Сядьте и сидите, или я уйду.

    Марья Алексевна опять уселась. "Экая глупость сделана, передняя-то дверь не заперта на ключ! задвижку-то в одну секунду отодвинет -- не поймаешь, уйдет! ведь бешеная!"

    -- Я не пойду за него. Без моего согласия не станут венчать.

    -- Как же это можно? Что же мы ему скажем завтра? -- говорил отец.

    -- Вы не виноваты перед ним, что я несогласна.

    Часа два продолжалась сцена. Марья Алексевна бесилась, двадцать раз начинала кричать и сжимала кулаки, но Верочка говорила: "не вставайте, или я уйду". Бились, бились, ничего не могли сделать. Покончилось тем, что вошла Матрена и спросила, подавать ли обед -- пирог уже перестоялся.

    -- Подумай до вечера, Вера, одумайся, дура! -- сказала Марья Алексевна и шепнула что-то Матрене.

    Марья Алексевна сказала кухарке: "не надо". -- "Экой зверь какой, Верка-то! Как бы не за рожу ее он ее брал, в кровь бы ее всю избить, а теперь как тронуть? Изуродует себя, проклятая!".

    Пошли обедать. Обедали молча. После обеда Верочка ушла в свою комнату. Павел Константиныч прилег, по обыкновению, соснуть. Но это не удалось ему: только что стал он дремать, вошла Матрена и сказала, что хозяйский человек пришел; хозяйка просит Павла Константиныча сейчас же пожаловать к ней. Матрена вся дрожала, как осиновый лист; ей-то какое дело дрожать?

    Примечание

    "Истории Англии от завоевания Юлия Цезаря до революции 1688 года"; Э. Гиббон (Gibbon, 1737-1794) -- английский историк, автор "Истории и разрушения Римской империи"; Л. Ранке (Ranke, 1795-1886) -- немецкий реакционный историк; О. Тьерри (Thierry, 1795-1856) -- французский историк, автор многих работ: "История завоевания Англии норманами", "Рассказы о временах меровингов", "История происхождения и успехов третьего сословия" и др. О. Тьерри признавал деление общества на исторически сложившиеся классы, но отрицал антагонизм между буржуазией и пролетариатом. См.: Н. Г. Сладкевич. Исторические взгляды Чернышевского и Добролюбова. -- Вопросы истории, 1949, No 2, стр. 26-51; И. И. Лягушенко. Критика буржуазной историографии Н. Г. Чернышевским и его взгляд на историю и задачи историка. -- Уч. зап. Мордовского гос. пед. ин-та им. Полежаева, 1956, вып. 4, стр. 99-118; I. К. Dodonov. N. G. Cernysevskij als Historiker. -- In: Beitrage zur mssischen, polnischen und deutschen Geschichte. Halle, 1956, S. 171-213 (Jahrbuch fur Geschichte der deutsch-slawischen Beziehungen und Geschichte Ost und Mitteleuropas, Bd. I); В. Б. Иллерицкий. Исторические взгляды русских революционных демократов. Работы Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и их соратников. -- В кн.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. II. М., 1960, стр. 7-66.