• Приглашаем посетить наш сайт
    Успенский (uspenskiy.lit-info.ru)
  • Чернышевский - Что делать?
    Глава вторая. Часть VIII. Гамлетовское испытание

    Однажды Марья Алексевна сказала за чаем, что у нее разболелась голова; разлив чай и заперев сахарницу, ушла и улеглась. Вера и Лопухов остались сидеть в чайной комнате, подле спальной, куда ушла Марья Алексевна. Через несколько минут больная кликнула Федю. "Скажи сестре, что их разговор не дает мне уснуть; пусть уйдут куда подальше, чтоб не мешали. Да скажи хорошенько, чтобы не обидеть Дмитрия Сергеича: видишь, он какой заботливый о тебе". Федя пошел и сказал, что маменька просит вот о чем. -- Пойдемте в мою комнату, Дмитрий Сергеич, -- она далеко от спальной, там не будем мешать". Этого, разумеется, и ждала Марья Алексевна. Через четверть часа, она в одних чулках, без башмаков, подкралась к двери Верочкиной комнаты. Дверь была полуотворена; между дверью и косяком была такая славная щель, -- Марья Алексевна приложила к ней глаз и навострила уши.

    Увидела она следующее:

    В Верочкиной комнате было два окна, между окон стоял письменный стол. У одного окна, с одного конца стола, сидела Верочка и вязала шерстяной нагрудник отцу, свято исполняя заказ Марьи Алексевны; у другого окна, с другого конца стола, сидел Лопухов; локтем одной руки оперся на стол, и в этой руке была сигара, а другая рука у него была засунута в карман; расстояние между ним и Верочкою было аршина два, если не больше. Верочка больше смотрела на свое вязанье; Лопухов больше смотрел на сигару. Диспозиция успокоительная.

    Услышала она следующее:

    --..... Надобно так смотреть на жизнь? {38} -- с этих слов начала слышать Марья Алексевна.

    -- Да, Вера Павловна, так надобно.

    -- Стало быть, правду говорят холодные практические люди, что человеком управляет только расчет выгоды?

    -- Они говорят правду. То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, -- все это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе.

    -- Да вы, например, разве вы таков?

    -- А каков же, Вера Павловна? Вы послушайте, в чем существенная пружина всей моей жизни. Сущность моей жизни состояла до сих пор в том, что я учился, я готовился быть медиком. Прекрасно. Зачем отдал меня отец в гимназию? Он твердил мне: "учись, Митя: выучишься -- чиновник будешь, нас с матерью кормить будешь, да и самому будет хорошо". Вот почему я учился; без этого расчета отец не отдал бы меня учиться: ведь семейству нужен был работник. Да и я сам, хотя полюбил ученье, стал ли бы тратить время на него, если бы не думал, что трата вознаградится с процентами? Я стал оканчивать курс в гимназии; убедил отца отпустить меня в Медицинскую академию, вместо того чтобы определять в чиновники. Как это произошло? Мы с отцом видели, что медики живут гораздо лучше канцелярских чиновников и столоначальников, выше которых не подняться бы мне. Вот вам причина, по которой я очутился и оставался в Академии -- хороший кусок хлеба. Без этого расчета я не поступил бы в Академию и не оставался бы в ней.

    -- Но ведь вы любили учиться в гимназии, ведь вы полюбили потом медицинские науки?

    -- Да. Это украшение; оно и полезно для успеха дела; но дело обыкновенно бывает и без этого украшения, а без расчета не бывает. Любовь к науке была только результатом, возникавшим из дела, а не причиною его, причина была одна -- выгода.

    -- Положим, вы правы, -- да, вы правы. Все поступки, которые я могу разобрать, объясняются выгодою. Но ведь эта теория холодна.

    -- Теория должна быть сама по себе холодна. Ум должен судить о вещах холодно.

    -- Но она беспощадна.

    -- К фантазиям, которые пусты и вредны.

    -- Но она прозаична.

    -- Для науки не годится стихотворная форма.

    -- Итак, эта теория, которой я не могу не допустить, обрекает людей на жизнь холодную, безжалостную, прозаичную?..

    -- Нет, Вера Павловна: эта теория холодна, но учит человека добывать тепло. Спичка холодна, стена коробочки, о которую трется она, -- холодна, дрова -- холодны, но от них огонь, который готовит теплую пищу человеку и греет его самого. Эта теория безжалостна, но, следуя ей, люди не будут жалким предметом праздного сострадания. Ланцет не должен гнуться -- иначе надобно будет жалеть о пациенте, которому не будет легче от нашего сожаления. Эта теория прозаична, но она раскрывает истинные мотивы жизни, а поэзия в правде жизни. Почему Шекспир величайший поэт? Потому, что в нем больше правды жизни, меньше обольщения, чем у других поэтов.

    -- Так буду и я беспощадна, Дмитрий Сергеич, -- сказала Верочка, улыбаясь: -- вы не обольщайтесь мыслью, что имели во мне упорную противницу вашей теории расчета выгод и приобрели ей новую последовательницу. Я сама давно думала в том роде, как прочла в вашей книге и услышала от вас. Но я думала, что это мои личные мысли, что умные и ученые люди думают иначе, оттого и было колебанье. Все, что читаешь, бывало, -- все написано в противоположном духе, наполнено порицаниями, сарказмами против того, что замечаешь в себе и других. Природа, жизнь, рассудок ведут в одну сторону, книги тянут в другую, говорят: это дурно, низко. Знаете. мне самой были отчасти смешны те возражения, которые я вам делала!

    -- Да, они смешны, Вера Павловна.

    -- Однако, -- сказала она, смеясь: -- мы делаем друг другу удивительные комплименты. Я вам: вы, Дмитрий Сергеич, пожалуйста, не слишком-то поднимайте нос; вы мне: вы смешны с вашими сомнениями, Вера Павловна!

    -- Что ж, -- сказал он, тоже улыбнувшись, -- нам нет расчета любезничать, потому мы любезничаем.

    -- Хорошо, Дмитрий Сергеич; люди -- эгоисты, так ведь? Вот вы говорили о себе, -- и я хочу поговорить о себе.

    -- Хорошо. Посмотрим, не поймаю ли я вас на вопросах о себе.

    -- Посмотрим.

    -- У меня есть богатый жених. Он мне не нравится. Должна ли я принять его предложение?

    -- Рассчитывайте, что для вас полезнее.

    -- Что для меня полезнее! Вы знаете, я очень не богата. С одной стороны, нерасположение к человеку; с другой -- господство над ним, завидное положение в обществе, деньги, толпа поклонников.

    -- Взвесьте все; что полезнее для вас, то и выбирайте.

    -- И если я выберу -- богатство мужа и толпу поклонников?

    -- Я скажу, что вы выбрали то, что вам казалось сообразнее с вашим интересом.

    -- И что надобно будет сказать обо мне?

    -- Если вы поступили хладнокровно, рассудительно обдумав, то надобно будет сказать, что вы поступили обдуманно и, вероятно, не будете жалеть о том.

    -- Но будет мой выбор заслуживать порицания?

    -- Люди, говорящие разные пустяки, могут говорить о нем, как им угодно; люди, имеющие правильный взгляд на жизнь, скажут, что вы поступили так, как следовало вам поступить; если вы так сделали, значит, такова была ваша личность, что нельзя вам было поступить иначе при таких обстоятельствах, они скажут, что вы поступили по необходимости вещей, что, собственно говоря, вам и не было другого выбора.

    -- И никакого порицания моему поступку?

    -- Кто имеет право порицать выводы из факта, когда существует факт? Ваша личность в данной обстановке -- факт; ваши поступки -- необходимые выводы из этого факта, делаемые природою вещей. Вы за них не отвечаете, а порицать их -- глупо.

    -- Однако вы не отступаете от своей теории. Так я не заслужу ваше порицание, если приму предложение моего жениха?

    -- Я был бы глуп, если бы стал порицать.

    -- Итак, разрешение, -- быть может, даже одобрение, -- быть может, даже прямой совет поступить так, как я говорю?

    -- Совет всегда один: рассчитывайте, что для вас полезно; как скоро вы следуете этому совету -- одобрение.

    более сильные влияния берут верх над другими; тут мы и оставили рассуждение, что когда поступок имеет житейскую важность, эти побуждения называются выгодами, игра их в человеке -- соображением выгод, что поэтому человек всегда действует по расчету выгод. Так я передаю связь мыслей?

    -- Так.

    -- Видите, какая я хорошая ученица. Теперь этот частный вопрос о поступках, имеющих житейскую важность, кончен. Но в общем вопросе остаются затруднения. Ваша книга говорит: человек действует по необходимости. Но ведь есть случаи, когда кажется, что от моего произвола зависит поступить так или иначе. Например: я играю и перевертываю страницы нот; я перевертываю их иногда левою рукою, иногда правою. Положим, теперь я перевернула правою: разве я не могла перевернуть левою? не зависит ли это от моего произвола?

    -- Нет, Вера Павловна; если вы перевертываете, не думая ничего о том, какою рукою перевернуть, вы перевертываете тою рукою, которою удобнее, произвола нет; если вы подумали: "дай переверну правою рукою" -- вы перевернете под влиянием этой мысли, но эта мысль явилась не от вашего произвола; она необходимо родилась от других...

    Но на этом слове Марья Алексевна уже прекратила свое слушание: "ну, теперь занялись ученостью, -- не по моей части, да и не нужно. Какой умный, основательный, можно сказать, благородный молодой человек! Какие благоразумные правила внушает Верочке! И что значит ученый человек: ведь вот я то же самое стану говорить ей -- не слушает, обижается: не могу на нее потрафить, потому что не умею по-ученому говорить. А вот как он по-ученому-то говорит, она и слушает, и видит, что правда, и соглашается. Да, недаром говорится: ученье свет, неученье -- тьма. Как бы я-то воспитанная женщина была, разве бы то было, что теперь? Мужа бы в генералы произвела, по провиантской бы части место ему достала или по другой по какой по такой же. Ну, конечно, дела бы за него сама вела с подрядчиками-то: ему где -- плох! Дом-то бы не такой состроила, как этот. Не одну бы тысячу душ купила. А теперь не могу. Тут надо прежде в генеральском обществе себя зарекомендовать, -- а я как зарекомендую? -- ни по-французски, ни по-каковски по-ихнему не умею. Скажут: манер не имеет, только на Сенной ругаться годится. Вот и не гожусь. Неученье -- тьма. Подлинно: ученье свет, неученье -- тьма".

    помогут ее заботам, чтобы Верочка бросила глупые неопытные девические мысли и поскорее покончила венчаньем дело с Михаилом Иванычем.

    Примечание

    "Антропологический принцип в философии" (Современник, 1860, No 4; Чернышевский, т. VII, стр. 222-295). В конспекте, составленном В. И. Лениным, книги Л. Фейербаха "Лекции о сущности религии" (между 1909 и 1911 гг.) он, приводя слова Фейербаха о том, что новая эпоха начинается там, "где против исключительного эгоизма нации или касты угнетенная масса или большинство выдвигает свой вполне законный эгоизм", пишет на полях: "Ср. Чернышевский", -- имея в виду, очевидно, именно теорию разумного эгоизма (Полн. собр. соч., т. XXIX, стр. 58). Ср.: А. А. Азнауров. Этическое учение Н. Г. Чернышевского. М., 1960.

     
    Раздел сайта: