• Приглашаем посетить наш сайт
    Григорьев А.А. (grigoryev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "ETC"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава восьмая. Закон народонаселения. Мальтус
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    2. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава шестая. Последние исторические сочинения Чернышевского
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    3. Н. А. Добролюбов (Некролог)
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    4. Плеханов Г. В.: Из статей о Чернышевском, напечатанных в "Социал-Демократе" за 1890-1892 гг.
    Входимость: 1. Размер: 60кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава восьмая. Закон народонаселения. Мальтус
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    Часть текста: заселена одним каким-нибудь народом, например, англичанами". Размножение рода человеческого задерживается целым рядом препятствий, например, дурным управлением, войнами и в особенности недостатком средств существования. Задача правительства заключается в том, чтобы обеспечить народу эти средства, потому что быстрый рост населения означает быстрый рост национального могущества и богатства. По мнению Франклина, белое население Северной Америки удваивалось каждые 20 лет. Но для примера он предполагает, что период удвоения равняется "только 25 годам", и затем показывает, в какую могучую нацию мог бы превратиться какой-нибудь миллион англичан, переселившихся в Америку. "Какое увеличение силы Британской империи на море и на суше! -- с восторгом восклицает он. -- Какой рост промышленности и судоходства! Какое множество кораблей и моряков!" Подобно американцу Франклину, англичанин Уоллес задался целью показать, что человеческий род может размножаться чрезвычайно быстро, если только этому не мешают неблагоприятные условия, к числу которых и он относит прежде всего недостаток средств существования. "В любой стране вы всегда найдете, что, при...
    2. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава шестая. Последние исторические сочинения Чернышевского
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    Часть текста: и вопрос о причинах, производящих прогресс, сводится для него к вопросу о том, чем вызывается названное улучшение. Чернышевский говорит, что все те преимущества, какие имеет человеческая жизнь над жизнью животных, представляют собою результаты умственного превосходства человека. Поэтому основной силой, возвышавшей человеческий быт, Чернышевский признает умственное развитие людей. Конечно, умственная сила может производить и часто в самом деле производит вредные результаты; но она производит их, по замечанию Чернышевского, лишь под влиянием сил и обстоятельств, искажающих природный характер ее. "Само по себе умственное развитие, -- говорит он, -- имеет тенденцию улучшать понятие человека о его обязанностях относительно других людей, делать его более добрым, развивать в нем понятие о справедливости и честности" {Сочинения, т. X, ч. 2, отд. IV, стр. 170.}. Это, как видим, тот самый взгляд, который Чернышевский излагал когда-то в своих заметках о книгах Гизо. Нет надобности пояснять, что взгляд, согласно которому умственное развитие является главной движущей силой прогресса, есть идеалистический взгляд. Утвердившись на своей идеалистической точке зрения, Чернышевский рассуждает по-своему очень логично, говоря, что так как всякая перемена в народной жизни есть сумма перемен в жизни отдельных людей, составляющих нацию, то при рассмотрении тех обстоятельств, которые благоприятны или неблагоприятны улучшению умственной и нравственной жизни народов, нужно выяснить себе, от каких причин улучшается или портится отдельный человек в умственном или нравственном отношении. Политическая экономия, -- которая раньше других общественных наук выработала точные понятия об условиях прогресса, -- установила как незыблемый принцип, что только добровольная деятельность...
    3. Н. А. Добролюбов (Некролог)
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    Часть текста: быстро разрушилось, и он умер летом того же года 1 . Николай Александрович, способности которого развились очень рано (мы имеем тетрадь его стихотворений 2 , писанных в 1849 году, когда ему было тринадцать лет; в числе этих пьес есть переводы из Горация), поступил в четвертый (высший) класс Нижегородского уездного училища, должен был кончить семинарский курс в восемнадцать (обыкновенно кончают курс в двадцать один или двадцать два года) и тогда, как отличный ученик, был бы отправлен на казенный счет в Московскую или Казанскую духовную академию. Но ему очень хотелось ехать в университет. Однако же, по чрезвычайной деликатности характера, он не стал говорить об этом, когда из косвенных расспросов у отца заметил, что родителям было бы не совсем легко уделять хотя рублей по двести в год на его содержание в университете. А между тем оставаться в семинарии стало ему слишком скучно. Чтобы выиграть время, он, пробыв один год в богословском (высшем) классе, поехал в Петербургскую духовную академию, курсы которой начинаются с нечетных годов, между тем как в Казанской и Московской, ближайших к Нижнему Новгороду, они начинаются с четных годов (по которым идут курсы и в Нижегородской семинарии). По приезде в Петербург он увидел возможность поступить также на казенное содержание в Педагогический институт, который казался ему все-таки привлекательнее духовной академии, и сделался студентом института. Это было в августе 1853 года. Весною следующего года внезапно скончалась его мать, которую он любил чрезвычайно нежно. Эта неожиданная...
    4. Плеханов Г. В.: Из статей о Чернышевском, напечатанных в "Социал-Демократе" за 1890-1892 гг.
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    Часть текста: напечатанных в "Социал-Демократе" за 1890-1892 гг. ("Социал-Демократ", 1890 г., август. Статья вторая.)    Буржуазным экономистам доброго старого времени, например, Давиду Рикардо, окружавшие их экономические отношения казались не только самыми лучшими и справедливыми, но и единственно возможными отношениями. Они знали, конечно, из истории, что не всегда люди жили и работали при одинаковых условиях производства. Античное рабство, средневековый строй с его цехами и крепостничеством, наконец, административная регламентация промышленности в XVII и XVIII столетиях, -- все подобные примеры экономических отношений, значительно или даже совершенно расходившихся с требованиями школы Смита, не могли быть неизвестны буржуазным экономистам. Но экономисты нимало не смущались ими; они считали их случайными отклонениями от нормы, плодом насилия или невежества. Рикардо, приводя в пример первобытных охотников, заставляет этих дикарей обменивать свои продукты согласно законам товарного обращения в буржуазном обществе. Если бы ему сказали, что так не бывает в действительности, то он в ответ на это, вероятно, только пожал бы плечами. "Мне это решительно все равно, -- сказал бы он: -- я знаю, что много глупостей совершают дикари по своему невежеству. Но если бы они получили возможность устраивать свои отношения сообразно требованиям здравого смысла, они, наверное, завели бы у себя порядки, подобные нашим. Именно такой случай я и предполагаю в своем гипотетическом примере товарного обмена между дикарями". Вообще буржуазные экономисты обращались с историческими фактами так же бесцеремонно, как обращались с ними "просветители" XVIII века: что подходило под готовую теорию -- считалось действием вечных и неизменных "естественных законов", что...