• Приглашаем посетить наш сайт
    Бунин (bunin-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "PRINCIPE"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Капитал и труд
    Входимость: 2. Размер: 176кб.
    2. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава восьмая. Закон народонаселения. Мальтус
    Входимость: 2. Размер: 65кб.
    3. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава девятая. Закон народонаселения. Чернышевский
    Входимость: 2. Размер: 61кб.
    4. Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    5. Из переписки с сыновьями 1876-1878 гг. Письмо 5. А. Н. и M. H. Чернышевским
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    6. Плеханов Г. В.: Эстетическая теория Н. Г. Чернышевского. Часть IV.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Капитал и труд
    Входимость: 2. Размер: 176кб.
    Часть текста: гораздо легче знать вещи, о которых толкуют во всех книгах уже целых сто лет, нежели усвоить себе понятия, явившиеся не очень давно. Ломоносов был великий писатель -- кому это не известно? А то, что Гоголь также великий писатель, еще далеко не всем понятно. За что же нападать на человека, который, вечно толкуя о Ломоносове, не ценит Гоголя потому только, что родился "в настоящее время, когда", чтобы понимать Гоголя, надобно следить за литературою, а не через пятьдесят лет, когда слава Гоголя войдет в рутину? Это просто отсталый человек; отсталость должна в чувствительной душе возбуждать сожаление, а не гнев. Порицать книгу г. Горлова мы не находим надобности; хвалить ее мы, пожалуй, были бы готовы, но, как ни старались набрать в ней материалы для похвал, набрали их не много. Изложение книги не очень дурно; хорошим назвать его нельзя, потому что оно вяло и скучно. Мыслей, которые считаются дурными у людей, взятых г. Горловым за руководителей, у г. Горлова нет; но зато нет и ни одной сколько-нибудь свежей или самостоятельной мысли,-- а мы...
    2. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава восьмая. Закон народонаселения. Мальтус
    Входимость: 2. Размер: 65кб.
    Часть текста: Мальтус I Вопрос о народонаселении тесно связан с именем Мальтуса. Люди, мало знакомые с историей политической экономии, обыкновенно полагают даже, что Мальтус был первым, выдвинувшим его в науке. Это очень большая ошибка. О народонаселении писали гораздо раньше Мальтуса и, -- что всего важнее, -- писали гораздо основательнее его. Совсем не задаваясь целью исчерпать здесь всю существовавшую до Мальтуса литературу этого предмета, мы припомним, как смотрели на него некоторые писатели XVIII века. Франклин, в небольшой статье "Observations concerning the Increase of Mankind" {Works, т. II, стр. 384--391.} и т. д., говорит, что как растения, так и животные, не исключая человека, способны размножаться с поразительной быстротой, и что, если бы земля "была свободна от других обитателей, она в короткое время могла бы быть совершенно заселена одним каким-нибудь народом, например, англичанами". Размножение рода человеческого задерживается целым рядом препятствий, например, дурным управлением, войнами и в особенности недостатком средств существования. Задача правительства заключается в том, ...
    3. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава девятая. Закон народонаселения. Чернышевский
    Входимость: 2. Размер: 61кб.
    Часть текста: Чернышевскому. Возражения, делаемые им Мальтусу, относятся почти исключительно к первой главе первой книги "Опыта". Он занимается преимущественно Мальтусовыми прогрессиями, при чем начинает с арифметической прогрессии возрастания земледельческого продукта. Мальтус считал очень смелым то предположение, что общий продукт английского земледелия мог быть удвоен в 25 лет. "Это наивность, вызывающая улыбку у людей, читавших нынешние агрономические книги", -- замечает Чернышевский. Основываясь на расчете Гаспарена (в его "Cours d'Agriculture"), он утверждает, что "при порядочном устройстве плодопеременной системы произведениями 100 гектаров продовольствуются 931 человек", а так как в Великобритании и Ирландии (по Кольбу) находится до 61 1/2 миллионов акров, т. е. около 25 миллионов гектаров земли, годной для возделывания, то "Великобритания с Ирландией, при порядочном устройстве плодопеременного хозяйства, могли бы продовольствовать 230 миллионов населения", т. е. увеличить нынешний земледельческий продукт (расчет Чернышевского относится к 1860 году) в 9 раз {В 1860 г. все население Великобритании с Ирландией простиралось, тоже по Кольбу, до 29 миллионов...
    4. Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    Часть текста: движение ускоряется в некоторых племенах, и огромное большинство человеческого рода отстает от них. Греки, изображенные Гомером, уже далеко опередили троглодитов, лестригонов и другие племена, о которых Илиада и Одиссея говорят, как о жалких дикарях, свирепых вследствие самой своей нищеты, умственной и материальной. Еще несколько переходов -- и большинство самих греков отстает от передовых племен. Во времена Солона афиняне уже много ушли вперед против положения, в каком были при Гомере, а спартанцы не подвинулись почти ни на шаг, другие племена не подвинулись вовсе. Еще несколько переходов -- и в самом афинском племени повторяется то же явление: мудрость Солона была понятна и доступна каждому афинскому гражданину, а Сократ кажется уже вольнодумцем большинству своих соотечественников: только немногие понимают его, остальные спокойно осуждают на смерть как безбожника. То же самое и в новой истории. Дело начинается тем, что вся масса людей, населяющая провинции бывшей Западной Римской империи и составившаяся из смешения германских завоевателей с прежними римскими подданными, имеет одинаковый взгляд на вещи: все одинаково католики и все, от высших до низших, одинаково понимают католичество; папа в VII или VIII веке отличается от самого необразованного французского или ирландского поселянина только тем, что больше его помнит текстов и молитв, а не тем, чтобы иначе разумел смысл их. Наука существует в виде поговорок и простонародных сказаний, которые одинаково известны всем людям всех сословий; поэзия состоит в народных песнях, которые равно известны и близки каждому. Через несколько времени различие сословий по материальному положению производит разницу и в их умственной жизни 1 . Церковные богатства дают возможность образоваться теологам, из которых большинство считается верным католическому преданию, но все-таки дает ему истолкование, различное от понятий, сохраняющихся между простолюдинами. Немногие особенно даровитые теологи доводят эту переделку до того, ...
    5. Из переписки с сыновьями 1876-1878 гг. Письмо 5. А. Н. и M. H. Чернышевским
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    Часть текста: был совершенно ясен для вас, мои милые друзья, при чтении того, что буду писать теперь, необходимо нам, разумеется, припомнить, в чем же именно состояло существенное содержание наших прежних бесед. Я брал частный вопрос. Расширял его в общий. Это давало ему прочную постановку. Как я это делал? -- Я прилагал к разбору мелочей от важного в нем общие научные понятия. В Греках или Китайцах я находил требованием науки: видеть людей. И когда я успевал рассмотреть, какие общие всем людям мысли и желания управляли их поступками, частный исторический вопрос о них разрешался легко и верно. Итак, вся сущность дела была в разъяснении вам, друзья мои, какие общие понятия, по-моему, научны. Частные вопросы служили только средством разъяснять, как, по-моему, надо ставить и решать всякие вообще вопросы истории человечества. Она -- рассказ о житейских делах людей. Поэтому чаще, больше всех других отделов системы общих научных понятий надобны для ее понимания те общие научные понятия, которые принадлежат, собственно, к отделу понятий о человеке и его житейских делах. Но по связи человека и его дел с другими отделами фактов надобно было мне прилагать к историческим вопросам и понятия из другого отдела системы общих научных понятий,-- из того отдела, который относится прямым образом к содержанию так называемых, в тесном смысле слова, естественных наук. По моей ли особенной склонности часто и много беседовал я с вами о естествознании? Вы знаете: нет. Я никогда не занимался ни одной отраслью естественных наук. Почему? -- Что мне мешало? Ровно ничто. У меня не было охоты к тому. Вот все. Но -- как быть? -- Надобно...
    6. Плеханов Г. В.: Эстетическая теория Н. Г. Чернышевского. Часть IV.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: за система? Чернышевский ни в одном из своих сочинений не высказывает прямо, кого он считает своим учителем в философии. Дальше намеков он не идет нигде; но его намеки очень прозрачны. Вот, например, в своих "Полемических красотах" он говорит, что система его учителя составляет самое последнее звено в ряду философских систем и вышла из Гегелевой системы точно так, как система Гегеля вышла из Шеллинговой. "Вам, вероятно, хотелось бы знать, кто же такой этот учитель, о котором я говорю? -- спрашивает он, обращаясь к своему противнику Дудышкину. -- Чтобы облегчить вам поиски, я, пожалуй, скажу вам, что он не русский, не француз, не англичанин, не Бюхнер, не Макс Штирнер, не Бруно Бауэр, не Молешотт, не Фохт. Кто же он такой?..." Нужно быть очень недогадливым, чтобы не ответить: Людвиг Фе й ербах. И действительно, в философии Чернышевский был последователем Фейербаха. Не подлежит никакому сомнению, что философия Фейербаха развилась из философии Гегеля, как эта последняя развилась из философии Шеллинга. Но Гегель был решительным идеалистом, а Фейербах был не менее решительным противником идеализма. А так как он в то же время хорошо понимал, в чем заключается слабая сторона "критического" дуализма Канта {"Die Kantische Philosophie, -- говорит он, -- ist der Widerspruch von Subjekt und Objekt, Wesen und Exist enz, Denken und Sein. Das Wesen fällt hier in den Verstand, die Existenz in die Sinne". "Grundsätze", 22.}, то необходимо причислить его к материалистам {Можно бы спросить,...