• Приглашаем посетить наш сайт
    Мамин-Сибиряк (mamin-sibiryak.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1865"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Чернышевский Н. Г.: Биографический очерк
    Входимость: 4. Размер: 71кб.
    2. Чернышевский Н. Г.: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 4. Размер: 57кб.
    3. Из переписки с сыновьями 1876-1878 гг. Письмо 9. А. Н. и M. H. Чернышевским
    Входимость: 3. Размер: 65кб.
    4. Чернышевский - Что делать? Глава третья. Часть II
    Входимость: 3. Размер: 24кб.
    5. Пинаев М. Т.: Н. Г. Чернышевский - романист и "новые люди" в литературе 60-70-х годов. Часть 6
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    6. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?".
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    7. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXVIII. Кадая
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    8. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?". Часть 11
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    9. Основные даты жизни и деятельности Н. Г. Чернышевского
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    10. Чернышевский - Что делать? Глава шестая. Перемена декораций
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    11. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXII . "Ободряющий голос..."
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    12. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXVI. "Что делать?"
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    13. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?". Часть 10
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    14. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XIX. У руля "Современника"
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    15. Чернышевский - Что делать? Глава пятая. Часть XXII
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    16. Чернышевский - Что делать? Глава третья. Часть XXIX
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    17. Плеханов Г. В.: Чернышевский в Сибири
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    18. Эстетические отношения искусства к действительности (Предисловие к третьему изданию)
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    19. Эстетические отношения искусства к действительности (Диссертация)
    Входимость: 1. Размер: 254кб.
    20. Чернышевский - Что делать? Глава четвертая. Часть VII
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    21. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава вторая. "Антропологический принцип в философии"
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    22. Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь
    Входимость: 1. Размер: 100кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Чернышевский Н. Г.: Биографический очерк
    Входимость: 4. Размер: 71кб.
    Часть текста: пастырь в лучшем значении слова, от которого в то время, когда полагалось обращаться сурово с людьми для их же блага, никто не слыхал ничего, кроме слов ласки и привета. В школьном деле, всецело построенном тогда на зверской порке, он никогда не прибегал ни к каким наказаниям. И вместе с тем этот добрый человек был необыкновенно строг и ригористичен в своих требованиях; в общении с ним нравственно подтягивались самые распущенные люди. Из ряду вон выходящая доброта, чистота души и отрешенность от всего мелкого и пошлого всецело перешли и к его сыну. Николай Гаврилович Чернышевский, как человек, был истинно светлой личностью - это признают злейшие враги его литературной деятельности. Самые восторженные отзывы о Чернышевском, как человеке, принадлежат двум престарелым представителям духовного сословия, не находившим достаточно слов, чтобы охарактеризовать вред писаний и теорий Чернышевского. Один из них, преподаватель разных семинарий Палимпсестов , душевно скорбит о том, что это "существо с самой чистой душой" превратилось, благодаря увлечению разными западноевропейскими лжеучениями, в "падшего ангела"; но вместе с тем он категорически заявляет, что Чернышевский...
    2. Чернышевский Н. Г.: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 4. Размер: 57кб.
    Часть текста: в семье священника. До 12 лет воспитывался и учился дома, под руководством отца, отличавшегося многосторонней образованностью, и в тесном общении с родственной семьей Пыпиных (двоюродный брат Ч. -- А. Н. Пыпин -- стал известным историком литературы). По собственному признанию, "сделался библиофагом, пожирателем книг очень рано..." (Полн. собр. соч. -- Т. 1. -- С. 632; далее указываются том и страница). В 1842--1845 гг. Ч. учился в Саратовской семинарии, где ему прочили блестящую духовную карьеру (сочинения Ч. хранились в семинарской библиотеке). Изучал многие языки, в т. ч. восточные (под наблюдением профессора Г. С. Саблукова написал "Обзор топографических названий в Саратовской губернии татарского происхождения"). Однако духовное поприще не влекло Ч., и, не закончив семинарию, он поступил в 1846 г. на отделение общей словесности философского факультета Петербургского университета, где занимался славянской филологией у профессора И. И. Срезневского (составил "Опыт словаря из Ипатьевской летописи"); теорией словесности -- у профессора А. В. Никитенко (написал диссертацию "О "Бригадире" Фонвизина"); всеобщей историей; физикой (долго работал над проектом вечного двигателя) и др. Но академические занятия составляли лишь часть интересов Ч., все более склонявшихся в сторону политики (он пристально следил за революционными событиями в Западной Европе 1848-- 1849 гг.), философских и экономических учений (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Л. Фейербах и др.). После ареста петрашевцев в 1849 г. он отметил в дневнике, что "сам никогда бы не усомнился бы вмешаться в их общество и со временем, конечно, вмешался бы" (1, 274). В круг друзей Ч. входили М. Л. Михайлов, петрашевец А. В. Ханыков, И. И. Введенский (педагог и переводчик, на вечерах у которого собиралась радикально настроенная молодежь). За годы учебы в университете (1846--1850) были выработаны основы мировоззрения. Сложившееся в 1850 г. убеждение в...
    3. Из переписки с сыновьями 1876-1878 гг. Письмо 9. А. Н. и M. H. Чернышевским
    Входимость: 3. Размер: 65кб.
    Часть текста: ----- Предисловие к истории человечества составляют: Астрономическая история нашей планеты; Геологическая история земного шара; История развития того генеалогического ряда живых существ, к которому принадлежат люди. Это научная истина, известная с давнего времени. Большинство натуралистов благоволило признать ее за истину лишь недавно. И я сказал: большинство натуралистов до недавнего времени интересовалось научною истиною меньше, нежели следовало. Мало знакомо с нею и теперь. Мне прийдется много спорить против них из-за этого. Чтобы ясно было, какие именно понятия признаю я истинными, я сделал характеристику научного мировоззрения по отношению к предметам естествознания. Существенные черты этой характеристики таковы: То, что существует,-- вещество. Наши знания о качествах вещества -- это знания о веществе, как веществе, существующем неизменно. Какое-нибудь качество, это: само же вещество, существующее неизменно, рассматриваемое с одной определенной точки зрения. Сила, это: -- качество, рассматриваемое со стороны своего действования. Итак: сила, это: -- само же вещество. Законы природы, это: -- способы действования сил. Итак: законы природы, это: -- само же вещество. Я сказал: никто из натуралистов, сколько-нибудь уважающих себя и сколько-нибудь уважаемых другими натуралистами, не решится сказать, что он не находит...
    4. Чернышевский - Что делать? Глава третья. Часть II
    Входимость: 3. Размер: 24кб.
    Часть текста: тревоги, улыбающегося раздумья, нежной гордости. -- Друг мой, у тебя есть какое-то веселье: что же ты не поделишься со мною? -- Кажется, есть, мой милый, но погоди еще немного: скажу тебе тогда, когда это будет верно. Надобно подождать еще несколько дней. А это будет мне большая радость. Да и ты будешь рад, я знаю; и Кирсанову, и Мерцаловым понравится. -- Но что же такое? -- А ты забыл, мой миленький, наш уговор: не расспрашивать? Скажу, когда будет верно. Прошло еще с неделю. -- Мой миленький, стану рассказывать тебе свою радость. Только ты мне посоветуй, ты ведь все это знаешь. Видишь, мне уж давно хотелось что-нибудь делать. Я и придумала, что надо з завести швейную; ведь это хорошо? -- Ну, мой друг, у нас был уговор, чтоб я не целовал твоих рук, да ведь то говорилось вообще, а на такой случай уговора не было. Давайте руку, Вера Павловна. -- После, мой миленький, когда удастся сделать. -- Когда удастся сделать, тогда и не мне дашь целовать руку, тогда и Кирсанов, и Алексей Петрович, и все поцелуют. А теперь пока я один. И намерение стоит этого. -- Насилие? Я закричу. -- А кричи. -- Миленький мой, я застыжусь и не скажу ничего. Будто уж это такая важность! -- А вот какая важность, мой друг: мы все говорим и ничего не делаем. А ты позже нас всех стала думать об этом, и раньше всех решилась приняться за дело. Верочка припала головою к груди мужа, спряталась : -- Милый мой, ты захвалил меня. Муж поцеловал ее голову: -- Умная головка. -- Миленький мой, перестань. Вот тебе и сказать нельзя; видишь, какой ты. -- Перестану: говори, моя добрая. -- Не смей так называть. -- Ну, злая. -- Ах, какой ты! Все мешаешь. Ты слушай, сиди смирно. Ведь тут, мне кажется, главное то, чтобы с самого начала, когда выбираешь немногих, делать осмотрительно, чтобы это были в самом деле люди честные, хорошие, не...
    5. Пинаев М. Т.: Н. Г. Чернышевский - романист и "новые люди" в литературе 60-70-х годов. Часть 6
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    Часть текста: литературе 60-70-х годов. Часть 6 6 Однако нет оснований сводить типологию "новых людей" в демократической литературе на рубеже 60-70-х гг. только к рахметовской разновидности. Во-первых, сама по себе она находилась в развитии; во-вторых, для писателей-демократов очень притягательными были творческие решения Чернышевского в трактовке социальной психологии и жизненной практики "обыкновенных" новых героев. Поэтому в литературе нередко встречаются типологические модификации "лопуховского" и "кирсановского" типов, которые дополнялись писаревской интерпретацией базаровской разновидности героя-"реалиста" (например, Борисов у Н. Арнольди - "Василиса"). В начальной стадии этого процесса заметно просматривались в жизни литературных героев тенденции "честной чичиковщины" и "кладбищенства", открытые Н. Помяловским. В условиях крушения революционной ситуации 1859-1861 гг. и последующего временного спада общественной волны в беллетристике о "новых людях" произошло размежевание. Появились произведения, в которых подвергалось ревизии революционное учение Чернышевского и провозглашался либерально-буржуазный идеал в общественной и частной жизни (А. К....
    6. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?".
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    Часть текста: Лесков. {Николай Горохов <Н. С. Лесков>. Николай Гаврилович Чернышевский в его романе "Что делать?". (Письмо к издателю "Северной пчелы"). - В кн.: Н. С. Лесков. Собр. соч. в одиннадцати томах, т. X. М., 1958, стр. 20.} Эта осторожность и забота о судьбе романа очевидны a priori и наглядно подтверждаются маскировочной "Заметкой для А. Н. Пыпина и Н. А. Некрасова", смысл которой был в 1953 г. убедительно раскрыт в работе Б. Я. Бухштаба. {Б. Я. Бухштаб. Записка Чернышевского о романе "Что делать?". Перепеч. в кн.: Б. Я. Бухштаб. Библиографические разыскания по русской литературе XIX века. М., 1966, стр. 117-132.} Из особого положения автора и непрочного положения "Современника", недавно только перенесшего жестокие репрессии и висевшего на волоске, следует и другое, недоказуемое документально, но в высшей степени вероятное предположение, что редакция журнала (скорее всего, Н. А. Некрасов и А. Н. Пыпин) решалась, в предвидении цензурных осложнений, на какие-то исправления и купюры в отдельных местах...
    7. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXVIII. Кадая
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    Часть текста: не располагало уличающими его материалами, что все было грубо подтасовано и основано на фальшивках. Еще десять лет тому назад, в первых беседах со своей будущей женой, Чернышевский, предчувствуя ожидавшую его участь, говорил ей: "Меня каждый день могут взять... у меня ничего не найдут, но подозрения против меня будут весьма сильные. Что же я буду делать? Сначала я буду молчать и молчать. Но, наконец, когда ко мне будут приставать долго, это мне надоест, я выскажу свои мнения прямо и резко. И тогда я едва ли уже выйду из крепости". Нечто сходное сказал он теперь своей двоюродной сестре в одно из последних свиданий в Петропавловской крепости. - Это еще хорошо для меня, такое событие, как вся эта история, теперь, во всяком случае, я имею полное сознание несправедливости и пристрастия господ, решавших дело. Не будь этого, очень вероятно, что я не выдержал бы, и тогда эти господа были бы в своем праве. Чернышевского не оставляла надежда, что ему удастся, хотя бы под псевдонимом, печатать свои произведения и тем самым поддерживать материально семью. Прощаясь с Антоновичем, он сказал, что и на каторге непременно будет писать много и постарается присылать свои статьи для помещения в "Современнике", и что если их нельзя будет печатать с его именем, то нужно попробовать подписывать псевдонимом, или, чтоб они представлялись в редакцию через подставное лицо, ...
    8. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?". Часть 11
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    Часть текста: какого-то или каких-то не очень осведомленных современников, усмотревших разительное сходство ситуации, но не знавших сколько-нибудь точных дат всех событий. Едва ли Чернышевский имел в виду в своем романе какую-либо конкретную ситуацию. Вернее, как всякий большой мастер, он обобщил и типизировал характерное для его эпохи явление. {Ср.: А. И. Ревякин. Проблема типического в художественной литературе. Пособие для учителей. М., 1959, стр. 105.} Именно так и надо понимать его слова о том, что "все существенное в моем рассказе - факты, пережитые моими добрыми знакомыми" (713). Однако эти слова (вообще большая часть этого параграфа) из чернового текста в беловой все же не перешли. Очень важно не забывать, что резкий протест против обязательных поисков прототипов содержится в написанном 10 октября 1863 г., т. е. вскоре после завершения "Что делать?", предисловии к "Повести в повести": "..."Не умеющие читать", как я называю их в романе, не могут никакими резонами быть обращены в людей с здравым смыслом, понимающих, что роман надобно читать как роман. Они все ищут: с кого срисовал автор вот это или вот то лицо? с себя? или с своей кузины? или с своего приятеля? Они не могут успокоиться, пока не отыщут чего-нибудь такого <...> Если бы я был менее опытен в жизни, я надеялся бы, что этою шуткою для невинного смеха честным людям, этою оплеухою некоторой тенденции некоторых людей я отобью у сплетников охоту к сплетням" (XII, 684-685). Это мнение самого автора романа игнорируется обычно исследователями, ...
    9. Основные даты жизни и деятельности Н. Г. Чернышевского
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    Часть текста: Чернышевский начинает пристально следить за ходом революционных событий во Франции и других странах Западной Европы. Знакомство с петрашевцем А. В. Ханыковым наталкивает Чернышевского на изучение трудов французского социалиста-утописта Фурье. Беседы с Ханыковым укрепляют убеждение Чернышевского в близости и неизбежности революции в России. 1850 - по окончании университета Чернышевский поступил преподавателем словесности во 2-й Петербургский кадетский корпус. 1851-1853 - получив назначение в Саратовскую гимназию в качестве старшего учителя русской словесности, Чернышевский весною 1851 года выехал в Саратов. В 1853 году он знакомится здесь с О. С. Васильевой, ставшей затем его женою. В мае он уезжает с нею в Петербург. Начало сотрудничества в "Отечественных записках". Работа над магистерской диссертацией "Эстетические отношения искусства к действительности". Вторичное поступление учителем словесности во 2-й Петербургский кадетский корпус. Осенью Чернышевский знакомится с Некрасовым и начинает работать в "Современнике". 1854 - в "Современнике" появляются статьи Чернышевского: о романах и повестях М. Авдеева, "Об искренности в критике", о комедии А. Н. Островского "Бедность - не порок" и др. 1855 - май - публичная защита в университете магистерской диссертации Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности". В No 12 "Современника" напечатана первая статья Чернышевского из цикла "Очерки гоголевского периода русской литературы". 1856 - знакомство и сближение с Н. А. Добролюбовым. Н. А. Некрасов, уезжая за границу для лечения, передал свои редакторские права на "Современник" Чернышевскому. 1857 - в No 6 "Современника" напечатана статья о ...
    10. Чернышевский - Что делать? Глава шестая. Перемена декораций
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Чернышевский - Что делать? Глава шестая. Перемена декораций -- В Пассаж! -- сказала дама в трауре, только теперь она была уже не в трауре: яркое розовое платье, розовая шляпа, белая мантилья, в руке букет. Ехала она не одна с Мосоловым; Мосолов с Никитиным сидели на передней лавочке коляски, на козлах торчал еще третий юноша; а рядом с дамою сидел мужчина лет тридцати. Сколько лет было даме? Неужели 25, как она говорила, а не 20? Но это дело ее совести, если прибавляет. -- Да, мой милый, я два года ждала этого дня, больше двух лет; в то время, как познакомилась вот с ним (она указала глазами на Никитина), я еще только предчувствовала, но нельзя сказать, чтоб ждала; тогда была еще только надежда, но скоро явилась и уверенность. -- Позвольте, позвольте! -- говорит читатель, -- и не один проницательный, а всякий читатель, приходя в остолбенение по мере того, как соображает, -- с лишком через два года после того, как познакомилась с Никитиным? -- Так, -- отвечаю я. -- Да ведь она познакомилась с Никитиным тогда же, как с Кирсановыми и Бьюмонтами, на этом пикнике, бывшем в конце нынешней зимы? -- Совершенная правда, -- отвечаю я. -- Так что ж такое? вы начиняете рассказывать о 1865 годе? -- Так. -- Да можно ли это, помилуйте! -- Почему ж нельзя, если я знаю? -- Полноте, кто же станет вас слушать! -- Неужели вам не угодно? -- За кого вы меня принимаете? -- Конечно, нет. -- Если вам теперь не угодно слушать, я, разумеется, должен отложить продолжение моего рассказа до того времени, когда вам угодно будет его слушать. Надеюсь дождаться этого довольно скоро. 4 апреля 1863.