• Приглашаем посетить наш сайт
    Литература (lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "ZUR"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава третья. Деньги и денежное хозяйство
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    2. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава четвертая. Капитал
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    3. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава третья. Идеализм в исторических взглядах Чернышевского
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    4. Из переписки с сыновьями 1876-1878 гг.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    5. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава вторая. Стоимость
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    6. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Предисловие
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    7. Плеханов Г. В.: Из статей о Чернышевском, напечатанных в "Социал-Демократе" за 1890-1892 гг.
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    8. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава четвертая. Учение о нравственности
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    9. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава восьмая. Закон народонаселения. Мальтус
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    10. Чернышевский - Что делать? Глава первая. Часть VII
    Входимость: 1. Размер: 10кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава третья. Деньги и денежное хозяйство
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: Поэтому правильное понимание их невозможно без правильного понимания стоимости. Смотря на буржуазную политическую экономию глазами утописта, -- т. е. не находя нужным внимательно и хладнокровно изучать экономические законы буржуазного общества, которое представляет собою лишь печальное уклонение от "естественного порядка" и "противоречит всем требованиям теории". -- Чернышевский, естественно, приходил к ошибочным выводам как насчет ныне существующих экономических отношений, так и насчет судьбы, ожидающей их в будущем. Сбивчивость его соображений о совпадении "меновой ценности с внутреннею" в социалистическом обществе является логическим следствием ошибочности посылок, лежащих в основе этих соображений. В своей критике буржуазной действительности он счел возможным взять за исходную точку политико-экономические теории Милля. Неудивительно, что в своих планах относительно будущего он сблизился с Прудоном. Его учение о стоимости служит поразительным доказательством этого сближения. В других отделах своего главного экономического сочинения Чернышевский,...
    2. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава четвертая. Капитал
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: сил. Отношения производства, в своей совокупности, образуют то, что называют общественными отношениями, обществом, образуют общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, -- общество с своеобразным, отличительным характером. Античное общество, феодальное общество, буржуазное общество представляют собою такие совокупности отношений производства, -- совокупности, каждая из которых вместе с тем отмечает особенную ступень развития в истории человечества. " Капитал есть также общественное отношение производства, а именно, буржуазное отношение производства, отношение производства в буржуазном обществе. "Известное количество товаров, меновых стоимостей, превращается в капитал, выступая в качестве самостоятельной общественной силы, т. е. силы одной части общества, сохраняясь и умножаясь при этом путем обмена на непосредственную живую рабочую силу. Существование класса, не имеющего ничего, кроме способности к труду, есть необходимое предварительное условие существования капитала. "Только господство накопленного, прошедшего, овеществленного труда над непосредственным, живым трудом превращает накопленный труд в капитал. "Отличительный признак капитала заключается не в том, что накопленный труд служит живому труду средством для нового производства, -- а в том, что живой труд служит накопленному труду средством для сохранения и увеличения его меновой стоимости". Карл Маркс, "Наемный труд и капитал", стр. 29 и 31.}. Каким образом капитал может...
    3. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава третья. Идеализм в исторических взглядах Чернышевского
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    Часть текста: книге В. П. Боткина: "Письма об Испании" ("Современник", 1857 г., кн. 2): "Разделение народа на враждебные касты бывает одним из сильнейших препятствий улучшению его будущности, -- в Испании нет этого пагубного разделения, нет непримиримой вражды между сословиями, из которых каждое было бы готово пожертвовать самыми драгоценными историческими приобретениями, лишь бы только нанести вред другому сословию, -- в Испании вся нация чувствует себя одним целым. Эта особенность так необычайна среди народов Западной Европы, что заслуживает величайшего внимания, и уже одна, сама по себе, может считаться ручательством за счастливую будущность страны" {Сочинения, т. III, стр. 38.}. Это не описка, потому что несколькими страницами ниже Чернышевский в той же статье говорит: "Над большею частью цивилизованных наций испанский народ имеет бесспорное преимущество в одном, чрезвычайно важном отношении: испанские сословия не разделены между собою ни закоренелою ненавистью, ни существенною противоположностью интересов; они не составляют каст, враждебных одна другой, как это видим во многих других западных европейских землях; напротив, в Испании все сословия могут дружно стремиться к одной цели" {Там же, стр. 44.}. В той же статье Чернышевский категорически утверждает: "Невежество -- вот коренная язва Испании" {Там же, стр. 45.}, и сообразно с этим вся. надежда его на возможное в будущем развитие Испании приурочивается к успехам в этой стране просвещения. Под этими его мнениями охотно подписался бы каждый "просветитель" XVIII века и...
    4. Из переписки с сыновьями 1876-1878 гг.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: гг. 1. А. Н. и M. H. ЧЕРНЫШЕВСКИМ 27 апреля 1876. Вилюйск. Милые мои друзья Саша и Миша. Писал я недавно врозь вам, тому и другому. Продолжение тех писем выходит такое, что, показалось мне, могу я обращаться в нем вместе к вам обоим. Благодаря отчасти прямому влиянию математики, отчасти усовершенствованию инструментов и способов наблюдения при косвенном ее влиянии естественные науки получили теперь очень сильное и, вообще говоря, полезное преобладание во всей области мысли. -- Естественными науками я никогда не занимался; математики я не знаю. Но я с первой молодости был твердым приверженцем того строго научного направления, первыми представителями которого были Левкипп, Демокрит и т. д., до Лукреция Кара, и которое теперь начинает быть модным между учеными. Я, по образу мыслей, ветеран между нынешними учеными, а они передо мною -- новобранцы, неопытные рекруты, у которых слишком много неопытного усердия и мальчишеского восторга от новых для них идей, которые почти ни у кого из них еще и не переварились в головах, как должно. Потому очень многое в нынешних модных ученых книгах мне смешно, многое --- гадко. Я говорил об этом в давних письмах к тебе, Саша, и в недавних к тебе, Миша. И, мне кажется, можно мне думать, что в этом письме нет уж мне нужды бранить и...
    5. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава вторая. Стоимость
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    Часть текста: было прежде всего обратить внимание. На разделение труда можно смотреть с различных точек зрения. "Если мы будем иметь в виду только самый труд, -- говорит Маркс, -- то мы можем назвать разделение общественного производства на его крупные роды, каковы земледелие, индустрия и пр. -- разделением труда вообще; разделение этих родов производства на виды и разновидности -- разделением труда в частности, а разделение труда внутри мастерской -- разделением труда в отдельности" {См. "Капитал", стр. 306 русского перевода (изд. 1892 г.).}. При изучении того, что они называли законами производства, буржуазные экономисты имели в виду преимущественно только разделение труда внутри мастерской, т. е. разделение труда "в отдельности". Но при буржуазном экономическом порядке разделение труда "в отдельности" не похоже на разделение труда "вообще" и на разделение труда "в частности". Другими словами, при этом порядке разделение труда внутри мастерской имеет совсем другой характер и другое экономическое значение, чем общественное разделение труда. При общественном разделении труда каждый производитель,...
    6. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Предисловие
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    Часть текста: по обстоятельствам, от редакции поистине не зависевшим.}, а потом вышедших, с некоторыми необходимыми для немецкой публики дополнениями, в немецком переводе у известного издателя Дитца в Штутгарте. Я печатаю теперь этот второй отдел второй части почти без всяких изменений. Только кое-где сделаны мною "примечания" к настоящему изданию. Я не считал себя вправе подвергать этот отдел переработке, да, по правде сказать, и не видел в этом нужды. О праве на переработку я говорю потому, что отдел en question является своего рода историческим документом: он характеризует собой взгляды некоторого, -- правда, очень малочисленного тогда, -- слоя нашей интеллигенции в самом начале 90-х годов прошлого века. Слой этот, решительно разорвавший со всеми преданиями утопического социализма, считал своею обязанностью распространять учение Маркса, с точки зрения которого он и смотрел на русскую действительность. Это казалось тогда страшной и непростительной ересью всем декадентам нашего утопизма, группировавшимся под знаменами народничества и "субъективной социологии". Покойный С. Н. Кривенко печатно распространялся в половине 90-х годов на ту тему, что самым подходящим занятием для защитников этого взгляда было бы разведение деревенских кабаков и сельского ростовщичества. А г. В. В., -- в некотором роле тоже покойник, хотя он и здравствует до сих пор, -- с торжеством провозгласил около того же времени, что ни один уважающий себя журнал не напечатает ничего, отзывающегося некоторою симпатией к указанному еретическому взгляду. Это был период бойкота, непосредственно предшествовавший тому периоду, когда идеи марксизма приобрели в нашей печати, вопреки зловещему пророчеству г. В. В., чрезвычайно широкое распространение и..., по большей части, чрезвычайно вульгарный, "куцый" вид. Атакуемый и бойкотируемый всеми теми, которые мнили себя обладателями наилучших "формул прогресса",...
    7. Плеханов Г. В.: Из статей о Чернышевском, напечатанных в "Социал-Демократе" за 1890-1892 гг.
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    Часть текста: гг. ("Социал-Демократ", 1890 г., август. Статья вторая.)    Буржуазным экономистам доброго старого времени, например, Давиду Рикардо, окружавшие их экономические отношения казались не только самыми лучшими и справедливыми, но и единственно возможными отношениями. Они знали, конечно, из истории, что не всегда люди жили и работали при одинаковых условиях производства. Античное рабство, средневековый строй с его цехами и крепостничеством, наконец, административная регламентация промышленности в XVII и XVIII столетиях, -- все подобные примеры экономических отношений, значительно или даже совершенно расходившихся с требованиями школы Смита, не могли быть неизвестны буржуазным экономистам. Но экономисты нимало не смущались ими; они считали их случайными отклонениями от нормы, плодом насилия или невежества. Рикардо, приводя в пример первобытных охотников, заставляет этих дикарей обменивать свои продукты согласно законам товарного обращения в буржуазном обществе. Если бы ему сказали, что так не бывает в действительности, то он в ответ на это, вероятно, только пожал бы плечами. "Мне это решительно все равно, -- сказал бы он: -- я знаю, что много глупостей совершают дикари по своему невежеству. Но если бы они получили возможность устраивать...
    8. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава четвертая. Учение о нравственности
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    Часть текста: моя надежда, отнята у меня всякая радость" и т. д. Тут очень ясна, по словам Чернышевского, эгоистическая основа чувства. Несколько затруднительнее случаи так называемого самопожертвования. Жители Сагунта перерезались, чтобы не сдаться Аннибалу. Это был геройский поступок; но этот геройский поступок не противоречит эгоистическому расчету: "Они все равно были бы истреблены, если не своими, то карфагенскими руками, но карфагеняне стали бы долго мучить их варварскими пытками, и здравый расчет их справедливо предпочел легкую и быструю смерть медленной и тяжелой". Или возьмем Лукрецию, которая закололась, подвергшись насилию со стороны Секста Тарквиния. Чернышевский находит, что и она поступила очень расчетливо: "Муж мог бы наговорить ей много успокоительных и ласковых слов, но ведь все подобные слова -- чистый вздор, свидетельствующий о благородстве говорящего их, но нисколько не изменяющий непременных последствий дела. Коллатин мог сказать жене: "Я считаю тебя чистой и люблю тебя по прежнему"; но при тогдашних понятиях, слишком мало изменившихся до сих пор, он не в силах был оправдать своих слов делом: волею или неволею, но он уже потерял очень значительную часть прежнего уважения, прежней любви к жене; он мог прикрывать эту...
    9. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава восьмая. Закон народонаселения. Мальтус
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    Часть текста: полагают даже, что Мальтус был первым, выдвинувшим его в науке. Это очень большая ошибка. О народонаселении писали гораздо раньше Мальтуса и, -- что всего важнее, -- писали гораздо основательнее его. Совсем не задаваясь целью исчерпать здесь всю существовавшую до Мальтуса литературу этого предмета, мы припомним, как смотрели на него некоторые писатели XVIII века. Франклин, в небольшой статье "Observations concerning the Increase of Mankind" {Works, т. II, стр. 384--391.} и т. д., говорит, что как растения, так и животные, не исключая человека, способны размножаться с поразительной быстротой, и что, если бы земля "была свободна от других обитателей, она в короткое время могла бы быть совершенно заселена одним каким-нибудь народом, например, англичанами". Размножение рода человеческого задерживается целым рядом препятствий, например, дурным управлением, войнами и в особенности недостатком средств существования. Задача правительства заключается в том, чтобы обеспечить народу эти средства, потому что быстрый ...
    10. Чернышевский - Что делать? Глава первая. Часть VII
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: этими случаями наполнены томы Юма и Гиббона, Ранке и Тьерри {23}; люди толкаются, толкаются в одну сторону только потому, что не слышат слова: "а попробуйте-ко, братцы, толкнуться в другую", -- услышат и начнут поворачиваться направо кругом, и пошли толкаться в другую сторону. Сторешников слышал и видел, что богатые молодые люди приобретают себе хорошеньких небогатых девушек в любовницы, -- ну, он и добивался сделать Верочку своею любовницею: другого слова не приходило ему в голову; услышал он другое слово: "можно жениться", -- ну, и стал думать на тему "жена", как прежде думал на тему "любовница". Это общая черта, по которой Сторешников очень удовлетворительно изображал в своей особе девять десятых долей истории рода человеческого. Но историки и психологи говорят, что в каждом частном факте общая причина "индивидуализируется" (по их выражению) местными, временными, племенными и личными элементами, и будто бы они-то, особенные-то элементы, и важны, -- то есть, что все ложки хотя и ложки, но каждый хлебает суп или щи тою ложкою, которая у него, именно вот у него в руке, и что именно вот эту-то ложку надобно рассматривать. Почему не рассмотреть. Главное уже сказала Жюли (точно читала она русские романы, которые все об этом упоминают!): сопротивление разжигает охоту. Сторешников привык мечтать, как он будет "обладать" Верочкою. Подобно Жюли, я люблю называть грубые вещи прямыми именами грубого и пошлого языка, на котором почти все мы почти постоянно думаем и говорим. Сторешников уже несколько недель занимался тем, что воображал себе Верочку в разных позах, и хотелось ему, чтобы эти картины ...