• Приглашаем посетить наш сайт
    Крылов (krylov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1855"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Очерки из крестьянского быта А. Ф. Писемского
    Входимость: 8. Размер: 46кб.
    2. Полянский В.: Чернышевский.
    Входимость: 7. Размер: 44кб.
    3. Чернышевский Н. Г.: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 6. Размер: 57кб.
    4. В изъявление признательности
    Входимость: 5. Размер: 34кб.
    5. Сочинения и письма Н. В. Гоголя
    Входимость: 5. Размер: 158кб.
    6. Об искренности в критике
    Входимость: 5. Размер: 83кб.
    7. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Введение
    Входимость: 5. Размер: 130кб.
    8. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XVI. В борьбе за идеи Белинского
    Входимость: 4. Размер: 42кб.
    9. Мелентьев Ю. С.: Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский
    Входимость: 4. Размер: 81кб.
    10. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XIV. Работа над диссертацией и начало сотрудничества в "Современнике"
    Входимость: 4. Размер: 59кб.
    11. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XV. Защита диссертации
    Входимость: 4. Размер: 23кб.
    12. Стихотворения Н. Щербины
    Входимость: 3. Размер: 42кб.
    13. Собрание стихотворений В. Бенедиктова
    Входимость: 3. Размер: 39кб.
    14. Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого
    Входимость: 3. Размер: 37кб.
    15. Чернышевский - Что делать? Глава третья. Часть II
    Входимость: 3. Размер: 24кб.
    16. Чернышевский Н. Г.: Биографический очерк
    Входимость: 3. Размер: 71кб.
    17. О поэзии. Сочинение Аристотеля
    Входимость: 3. Размер: 83кб.
    18. Воспоминания о Некрасове
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    19. Франция при Людовике-Наполеоне
    Входимость: 2. Размер: 131кб.
    20. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XIX. У руля "Современника"
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    21. Плеханов Г. В.: Эстетическая теория Н. Г. Чернышевского.
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    22. Чернышевский - Что делать? Глава третья. Часть XIX. Третий cон Веры Павловны
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    23. Сочинения Пушкина.
    Входимость: 2. Размер: 82кб.
    24. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXII . "Ободряющий голос..."
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    25. Обзор исторического развития сельской общины в России Чичерина
    Входимость: 2. Размер: 28кб.
    26. Эстетические отношения искусства к действительности (Авторецензия)
    Входимость: 2. Размер: 80кб.
    27. Сочинения Т. H. Грановского
    Входимость: 2. Размер: 70кб.
    28. Плеханов Г. В.: Н. Г. Чернышевский. История русской литературы.
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    29. Очерки гоголевского периода русской литературы.
    Входимость: 2. Размер: 118кб.
    30. Чернышевский - Что делать? Глава пятая. Часть XI
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    31. Чернышевский - Что делать? Глава третья. Часть XVI
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    32. Полянский В.: Чернышевский. Часть 4
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    33. "Письма об Испании" В. П. Боткина
    Входимость: 2. Размер: 83кб.
    34. Эстетические отношения искусства к действительности (Диссертация)
    Входимость: 2. Размер: 254кб.
    35. Сочинения Пушкина. Статья четвертая и последняя
    Входимость: 2. Размер: 70кб.
    36. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?". Часть 3
    Входимость: 2. Размер: 42кб.
    37. Очерки гоголевского периода русской литературы. Статья девятая и последняя
    Входимость: 2. Размер: 96кб.
    38. Плеханов Г. В.: Н. Г. Чернышевский. История русской литературы. Часть VI
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    39. Из переписки с сыновьями 1876-1878 гг. Письмо 9. А. Н. и M. H. Чернышевским
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    40. Сочинения В. Жуковского
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    41. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XVIII . Приход Добролюбова в "Современник"
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    42. Плеханов Г. В.: Эстетическая теория Н. Г. Чернышевского. Часть III.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    43. Что делать? (черновик). Примечания к черновой редакции
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    44. Основные даты жизни и деятельности Н. Г. Чернышевского
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    45. Сочинения Пушкина. Статья третья
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    46. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава вторая. Материализм в исторических взглядах Чернышевского
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    47. Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения. Глава VI
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    48. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский (немецкое издание). H. Г. Чернышевский и его время. Введение к немецкому изданию
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    49. Борьба партий во Франции при Людовике XVIII и Карле X. Статья вторая и последняя
    Входимость: 1. Размер: 135кб.
    50. Плеханов Г. В.: Еще о Чернышевском
    Входимость: 1. Размер: 61кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Очерки из крестьянского быта А. Ф. Писемского
    Входимость: 8. Размер: 46кб.
    Часть текста: жизни, в этом, конечно, можно быть уверену. Когда видишь какой-нибудь прекрасный пример, невольно думаешь: почему не все подражают ему? Почему, например, все не пишут только о том, что знают? Особенно навязчиво приходит на ум такой вопрос, когда видишь, что именно прекрасный пример подает кому-нибудь случай поступать вовсе не по тому правилу, благодаря которому возник этот прекрасный пример. Хотя бы вот именно "Очерки из крестьянского быта", написанные с большим знанием дела, подают случай к сочинению статей, написанных вовсе без знания того дела, которого касаются 2 . Например, что хорошего было бы, если бы вы, читатель, никогда не изучавший плотничного дела, вздумали написать по поводу "Плотничьей артели" рассуждение о плотничном деле? О плотничном деле, конечно, никому не придет в голову писать, не зная его: предмет не заманчивый, не блистательный. Но есть предметы более заманчивые -- и об них-то без всякого знания написаны целые статьи по поводу книги г. Писемского. Есть на свете наука, называемая эстетикою. Хорошие книги по этой науке написаны на немецком языке. Ни на французском, ни на английском языках хороших трактатов об этой науке нет 3 . Предположим теперь, что вы не приобрели привычки читать немецкие книги -- преступного тут ничего нет, но согласитесь сами, что если бы вы захотели следовать прекрасному...
    2. Полянский В.: Чернышевский.
    Входимость: 7. Размер: 44кб.
    Часть текста: В своей автобиографии Чернышевский вспоминал впоследствии об обстановке семьи, в которой он вырос; "Простой человеческий взгляд на каждый отдельный факт жизни господствовал в этой семье" (I, 684). {Здесь и в дальнейшем тексты из произведений Чернышевского цитируются по изданию: Н. Г. Чернышевский, Полное собрание сочинений, тт. I--XVI, Гослитиздат, 1939--1953.} Отец Чернышевского имел большую и довольно разнообразную библиотеку, он выписывал лучший журнал того времени -- "Отечественные записки", и котором печатали свои статьи Белинский и Герцен, постоянно приносил домой новинки литературы, произведения Пушкина, Жуковского, Гоголя и других писателей. Н. Г. Чернышевский с детского возраста увлекался чтением. До поступления в учебное заведение он приобрел часть широких познаний, которые впоследствии поражали современников. Он читал художественную литературу и исторические труды, книги по разным разделам знаний и изучал языки -- древние и новые. Молодой Чернышевский внимательно наблюдал окружавшую его жизнь, рано стал "разбирать, что правда и что ложь, что добро и что зло" (слова Чернышевского), критически относился к явлениям действительности, к мнениям, которые господствовали в его среде, к содержанию книг, которые попадали ему в руки. Он видел, что, помимо нравственных принципов, которые бытуют в народе, стремящемся к справедливой жизни, человеку внушается мораль, выработанная общественным строем эксплуатации и угнетения. Чернышевский с негодованием говорил впоследствии о...
    3. Чернышевский Н. Г.: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 6. Размер: 57кб.
    Часть текста: гг. Ч. учился в Саратовской семинарии, где ему прочили блестящую духовную карьеру (сочинения Ч. хранились в семинарской библиотеке). Изучал многие языки, в т. ч. восточные (под наблюдением профессора Г. С. Саблукова написал "Обзор топографических названий в Саратовской губернии татарского происхождения"). Однако духовное поприще не влекло Ч., и, не закончив семинарию, он поступил в 1846 г. на отделение общей словесности философского факультета Петербургского университета, где занимался славянской филологией у профессора И. И. Срезневского (составил "Опыт словаря из Ипатьевской летописи"); теорией словесности -- у профессора А. В. Никитенко (написал диссертацию "О "Бригадире" Фонвизина"); всеобщей историей; физикой (долго работал над проектом вечного двигателя) и др. Но академические занятия составляли лишь часть интересов Ч., все более склонявшихся в сторону политики (он пристально следил за революционными событиями в Западной Европе 1848-- 1849 гг.), философских и экономических учений (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Л. Фейербах и др.). После ареста петрашевцев в 1849 г. он...
    4. В изъявление признательности
    Входимость: 5. Размер: 34кб.
    Часть текста: был бы очень почетен для меня; если я оставлю ваши слова без ответа, то должно показаться, что я без возражений принимаю их за правду. Такую роль я не могу взять на себя. На страницах 38 и 39 вашей статьи вы говорите, что в литературном кругу, к которому принадлежал Добролюбов, был человек, более его замечательный по дарованиям; этого человека вы почитаете учителем Добролюбова; вы приписываете этому человеку энергию убеждепий, гораздо большую той, какую находите в Добролюбове 1 . На 34 стр. вы о том же человеке говорите: "мы совершенно искренно уважаем некоторых из друзей покойного -бова, в особенности одного, о лицемерном непризнавании заслуг которого мы, кажется, первые сказали, что оно переступило меру". Очевидно, что вы тут упоминаете статью обо мне, помещенную в одной из осенних книжек вашего журнала за прошлый год 2 . Очевидно, что под человеком, который был учителем Добролюбова, превосходил его талантом и энергиею, вы разумеете меня. Это принуждает меня разъяснить вам мои отношения к развитию образа мыслей Добролюбова, сказать, как представляется мне самому отношение моих сил к силам его и какая разница действительно существует, по степени энергии, между мною и им. Учителем Добролюбова я не мог быть, во-первых, уже и потому, что не был его учителем никто из людей, писавших по-русски. Довольно много пользы принесли ему статьи Белинского и других людей того литературного круга 3 . Но не под их главным влиянием сложился его образ мыслей. Поступив в...
    5. Сочинения и письма Н. В. Гоголя
    Входимость: 5. Размер: 158кб.
    Часть текста: эти недостатки -- опущение некоторых, впрочем вовсе неважных, мелких статеек, некоторые отступления от хронологической системы, некоторые опечатки и т. п. -- совершенно незначительны в сравнении с достоинствами издания, за которое нельзя не благодарить г. Кулиша. Оно уже известно большей части наших читателей, и нет надобности описывать его. Читатель знает, что в четырех первых томах собраны сочинения, бывшие до сих пор рассеянными в одиннадцати книгах (шесть томов сочинений в издании г. Трушковского, два тома "Мертвых душ", два тома "Арабесков" и "Переписка с друзьями"); два последние тома составились из писем Гоголя, и о них-то мы преимущественно будем говорить в этой статье, заметив только, что г. Кулиш сделал очень хорошо, поместив в обеих редакциях те сочинения Гоголя, которые были в значительной степени переделаны автором, именно: "Тараса Бульбу", "Портрет" и сохранившийся отрывок второго тома "Мертвых душ". "Тарас Бульба" и "Портрет" равно известны публике, как в первоначальном, так и в исправленном своем виде; но отрывок "Мертвых душ" в первый раз является теперь в двух редакциях, сравнение которых чрезвычайно интересно. Оно показывает, каким образом Гоголь давал все больше и больше развития тому, что называл в последние годы своей жизни высоким лирическим порывом и что казалось довольно неловкою напыщенностию людям, сожалевшим о том болезненном направлении Гоголя, из которых возникла "Переписка с друзьями" и "Развязка Ревизора". Неуместный и неловкий идеализм, столь сильно отразившийся на втором томе "Мертвых душ" и бывший главной причиной не только потери Гоголя для искусства, но и преждевременной кончины его, до сих пор составляет интереснейший вопрос в биографии нашего великого поэта. "Записки о жизни Гоголя", изданные в прошедшем году, доставили людям, не знавшим лично...
    6. Об искренности в критике
    Входимость: 5. Размер: 83кб.
    Часть текста: разборах" 1 . И мы заключили статью словами: "нет, критика должна стать гораздо строже, серьезнее, если хочет быть достойною имени критики". Мы указывали, как на пример того, какова должна быть истинная критика, на критику "Московского телеграфа" 2 , и, конечно, не по недостатку лучших примеров. Но мы удерживались от всяких -- не говорим указаний, даже от всяких намеков на те или другие статьи того или другого журнала, нежность, слабость которых ставит ныне в необходимость напоминать критике о ее правах, о ее обязанностях,-- и мы не хотели приводить примеров наверное уже не потому, чтобы трудно было набрать их сотни. Каждый из наших журналов за последние годы мог представить немало материалов для таких указаний; разница была только в том, что один журнал мог представить их больше, другой -- меньше. Поэтому нам казалось, что делать выписки из статей того или другого журнала значило бы только без нужды придавать полемический характер статье, писанной с намерением указать недостаток, общий до некоторой степени всем журналам, а вовсе не с целью попрекать тот или другой журнал. Мы считали излишним указывать примеры потому, что, желая, чтобы критика вообще вспомнила о своем достоинстве, мы вовсе не хотели ставить тот или другой журнал в необходимость защищать свои слабые стороны и через это прилепляться к прежним слабостям,-- известно, что, принужденный спорить, человек делается склонен увлекаться положениями, которые сначала защищал он, может быть, только по необходимости отвечать что-нибудь и которых неосновательность или недостаточность он, может быть, готов был бы признать, если бы его не заставляли признаваться ...
    7. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Введение
    Входимость: 5. Размер: 130кб.
    Часть текста: литературной деятельности Н. Г. Чернышевского: надо надеяться, что значение это известно теперь всем и каждому. Точно также мы не имеем в виду писать биографию нашего автора. Правда, в настоящее время в печати можно найти уже немало драгоценных материалов для такой биографии. Но за обработку этих драгоценных материалов естественно должен взяться тот, кому открыт доступ к еще более драгоценным материалам, т. е. к семейному архиву Чернышевских. Говоря это, мы имеем в виду г. Евг. Ляцкого, уже напечатавшего чрезвычайно интересную статью: "Н. Г. Чернышевский в годы учения и на пути в университет" ("Современный Мир", май и июнь 1908 г.). Надо надеяться, что г. Ляцкий будет продолжать свою работу и мало-помалу опишет всю жизнь величайшего представителя эпохи 60-х годов. Наша работа уже печаталась, когда появилось в "Современном Мире" продолжение интересного труда г. Ляцкого, относящееся к университетским годам Н. Г. Чернышевского. Мы же, с своей стороны, ограничимся здесь немногими, безусловно необходимыми данными. Николай Гаврилович происходил из духовного звания. Его предки, с незапамятных времен тоже принадлежавшие к духовенству, вели свой род "из великороссиян Чембарского округа, Пензенской губернии", т. е., -- заметим мимоходом, -- из той же местности, откуда происходил и В. Г. Белинский. Но сам он родился (12 июля 1828 г.) в Саратове, где отец его был тогда старшим священником Сергиевской церкви. Г. Евг. Ляцкий справедливо говорит, что в истории детства и юности Николая Гавриловича не может не остановить на себе внимания следующая яркая особенность: "Все условия, среди...
    8. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XVI. В борьбе за идеи Белинского
    Входимость: 4. Размер: 42кб.
    Часть текста: на "Пиитику" Аристотеля, Чернышевский выдвинул на первый план забытые со времен Белинского общие вопросы о путях развития литературы, о смысле художественного творчества, о его общественном назначении. Эти работы явились как бы вступлением к знаменитому спору о пушкинском и гоголевском направлениях в русской литературе, завершившемуся затем созданием "Очерков гоголевского периода". Вопрос об этих двух направлениях был намечен еще в 1842 году Белинским в его рецензии на брошюру К. Аксакова о "Мертвых душах". "Мы в Гоголе видим более важное значение для русского общества, чем в Пушкине, - писал Белинский, - ибо Гоголь поэт более социальный, следовательно более поэт в духе времени, он также менее теряется в разнообразии создаваемых им объектов и более дает чувствовать присутствие своего субъективного духа, который должен быть солнцем, освещающим создание поэта нашего времени". Совершенно в духе Белинского решается этот вопрос и Чернышевским в рецензии на "Пиитику"Аристотеля. "Кто, по вашему мнению, - говорит он, - выше: Пушкин или Гоголь?.. Если сущность искусства действительно состоит, как ныне говорят, в идеализации; если цель его - "доставлять сладостное и возвышенное ощущение прекрасного", то в русской литературе нет поэта, равного автору "Полтавы", "Бориса Годунова", "Медного всадника", "Каменного гостя" и всех этих бесчисленных благоуханных стихотворений; если же от искусства требуется еще нечто другое, тогда..." Чернышевский прерывает эту свою фразу недоуменным вопросом от имени читателя, предубежденно-то в пользу старых эстетических понятий. "Но в чем же, кроме этого, может состоять сущность и значение искусства?" "Мы знаем, - писал по этому поводу Плеханов, - в чем состоят они, по мнению Чернышевского; и мы сами должны дополнить прерванную фразу: "Если цель искусства...
    9. Мелентьев Ю. С.: Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский
    Входимость: 4. Размер: 81кб.
    Часть текста: народовольцев, недавно казнивших его отца -- Александра П. Как ни силен был еще молох самодержавия, он вынужден был отступить перед напором тех, кто шел вослед революционерам 60-х годов. Повозка приближалась к Волге. О чем только не думалось, что только не вспоминалось Николаю Гавриловичу в бесконечной изнурительной дороге! Но сейчас с особым волнением думалось ему о родном Саратове, об Ольге Сократовне и сыновьях, которые выросли без него, о близких друзьях, уже прошедших земной путь: Николае Алексеевиче Некрасове и самом сокровенном соратнике-побратиме Николае Александровиче Добролюбове. История знает немало примеров замечательной человеческой дружбы. Всего крепче строилась она на почве идейной близости, служения общей великой цели. И среди самых высоких примеров мы можем вспомнить дружбу тех, кто отдал свою жизнь делу революции, делу освобождения трудового народа,-- Маркса и Энгельса, Герцена и Огарева, Добролюбова и Чернышевского. Всего пять с небольшим лет близкого общения и совместной работы подарила судьба двум гигантам русской общественной мысли, русской литературы, но известному выражению Фридриха Энгельса, двум "социалистическим Лессингам" {Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 18, с. 522.}. Их первая встреча состоялась летом 1856 года в Петербурге, когда Добролюбов был еще студентом Главного педагогического института. С 1857 по! 1861 год они бок о бок сотрудничали в "Современнике". Боевой триумвират, который они составили вместе с Некрасовым, превратил тогда этот журнал в идейное знамя борьбы против самодержавия, за освобождение российского крестьянства, у Осенью 1861 ...
    10. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XIV. Работа над диссертацией и начало сотрудничества в "Современнике"
    Входимость: 4. Размер: 59кб.
    Часть текста: и начало сотрудничества в "Современнике" Изменив свое первоначальное намерение писать диссертацию по славянским наречиям у Срезневского, Николай Гаврилович принимается с жаром работать над новой темой - "Эстетические отношения искусства к действительности". Показать реакционную сущность идеалистических представлений об искусстве, наиболее ярко выраженных в теории Гегеля, противопоставить ей революционно-материалистическую эстетику, опирающуюся на великие традиции передовой философской мысли России, - вот в чем заключался главный смысл задачи, поставленной перед собой Чернышевским. Профессор Никитенко утвердил эту тему, предложенную им самим еще несколько лет назад Чернышевскому-студенту для курсовой работы. Но, утверждая ее, профессор, конечно, не предполагал, что тема диссертации будет разработана с революционных позиций. Одновременно с диссертацией Чернышевский начал писать несколько популярных статей на эту же тему, предполагая, что ему удастся поместить их в "Отечественных записках". Таким образом, думал он, это новое эстетическое учение, провозглашенное и с университетской кафедры и на страницах распространенного журнала, сделается достоянием широкого круга русских читателей. Но легче было написать ученый трактат и эти статьи об искусстве, чем получить доступ с ними на университетскую кафедру или в журнал Краевского. И реакционные университетские круги и издатель "Отечественных записок" холодно встретили замысел...