• Приглашаем посетить наш сайт
    Набоков (nabokov-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "VOUS"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Пролог. Глава первая
    Входимость: 4. Размер: 103кб.
    2. Русский человек на rendez-vous (повесть Тургенева "Ася")
    Входимость: 4. Размер: 57кб.
    3. Полянский В.: Чернышевский. Часть 5
    Входимость: 3. Размер: 20кб.
    4. Пролог. Глава третья
    Входимость: 3. Размер: 103кб.
    5. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XVI. В борьбе за идеи Белинского
    Входимость: 3. Размер: 42кб.
    6. Пинаев М. Т.: Н. Г. Чернышевский - романист и "новые люди" в литературе 60-70-х годов. Часть 4
    Входимость: 3. Размер: 18кб.
    7. Чернышевский Н. Г.: Биографический очерк
    Входимость: 2. Размер: 71кб.
    8. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XX . "Мужицкий демократ"
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    9. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава вторая. Белинский. Чернышевский и Писарев
    Входимость: 2. Размер: 95кб.
    10. Щербина В. Р.: Гений революционно-демократической публицистики
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    11. Губернские очерки (Щедрин)
    Входимость: 1. Размер: 116кб.
    12. Роман и повести М. Авдеева
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    13. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский (немецкое издание). H. Г. Чернышевский. Часть VII
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    14. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Введение
    Входимость: 1. Размер: 130кб.
    15. Три поры жизни (роман Евгении Тур)
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    16. Пинаев М. Т.: Н. Г. Чернышевский - романист и "новые люди" в литературе 60-70-х годов. Часть 5
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    17. Плеханов Г. В.: Н. Г. Чернышевский. История русской литературы.
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    18. Литературная критика и воспоминания
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    19. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский (немецкое издание). H. Г. Чернышевский и его время. Введение к немецкому изданию
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    20. Полянский В.: Чернышевский. Часть 2
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    21. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. V . На рубеже новой жизни
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    22. Полянский В.: Чернышевский.
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    23. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXIV . Поездка в Лондон
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    24. Основные даты жизни и деятельности Н. Г. Чернышевского
    Входимость: 1. Размер: 9кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Пролог. Глава первая
    Входимость: 4. Размер: 103кб.
    Часть текста: утра по солнечной стороне Владимирской площади, в направлении к Невскому, шли смуглая дама и бледноватый мужчина с плохою рыжею бородою. Они были жена и муж. Мужу было лет двадцать восемь или тридцать. Он был некрасив, неловок и казался флегматиком. Тускло-серые глаза его, в золотых очках, смотрели с тихою задумчивостью на жену. Жена весело смотрела вперед, беззаботно опираясь на руку своего спутника, и, по-видимому, очень мало думала о нем. Но заметила, что он не спускает с нее глаз, улыбнулась, сказала: "В три года все еще не нагляделся", и опять перестала обращать внимание на него. -- Твоя правда, голубочка, -- вяло согласился муж, подумавши; вздохнул и сказал: -- А знаешь ли, о чем я думал, голубочка? -- Когда ж это будут у тебя свои лошади? -- Довольно смешно вздыхать, мой друг. Теперь мы живем хорошо; со временем будешь получать больше. Тогда куплю себе и лошадей. А пока отучайся не спускать с меня глаз: это забавно. -- Твоя правда, голубочка, -- отвечал он и стал рассеянно глядеть по сторонам. Через минуту сострадательно усмехнулся. Навстречу шел студент с длинными, гладкими, светло-- русыми волосами, -- тоже некрасивый и неловкий, как и спутник смуглой дамы, тоже несколько сгорбленный, -- только в нем это было гораздо заметнее, потому что он был очень высокого роста, -- тоже бледноватый, тоже с тускло-серыми глазами, тоже в золотых очках. Он пристально смотрел на смуглую даму, и лицо его оставалось спокойно, холодно. Потому-то муж смуглой дамы и не мог удержаться от сострадательной усмешки: наконец-то нашелся человек еще хуже его самого. Еще юноша, и такая рыбья кровь! -- Муж смуглой дамы не знал, более ли...
    2. Русский человек на rendez-vous (повесть Тургенева "Ася")
    Входимость: 4. Размер: 57кб.
    Часть текста: направление". Так говорят довольно многие из людей, по-видимому, неглупых или, лучше сказать, говорили до той поры, пока крестьянский вопрос не сделался единственным предметом всех мыслей, всех разговоров. Справедливы или несправедливы их слова, не знаю; но мне случилось быть под влиянием таких мыслей, когда начал я читать едва ли не единственную хорошую новую повесть, от которой по первым страницам можно уже было ожидать совершенно иного содержания, иного пафоса, нежели от деловых рассказов. Тут нет ни крючкотворства с насилием и взяточничеством, ни грязных плутов, ни официальных злодеев, объясняющих изящным языком, что они -- благодетели общества, ни мещан, мужиков и маленьких чиновников, мучимых всеми этими ужасными и гадкими людьми. Действие -- за границей, вдали от всей дурной обстановки нашего домашнего быта. Все лица повести -- люди из лучших между нами, очень образованные, чрезвычайно гуманные: проникнутые благороднейшим образом мыслей. Повесть имеет направление чисто поэтическое, идеальное, не касающееся ни одной из так называемых черных сторон жизни. Вот, думал я, отдохнет и освежится душа. И действительно, освежилась она этими поэтическими идеалами, пока дошел рассказ до решительной минуты. Но последние страницы рассказа не похожи на первые, и по прочтении повести остается от нее впечатление еще более безотрадное, нежели от рассказов о гадких взяточниках с их циническим грабежом. Они делают дурно, но они каждым из нас признаются за дурных людей; не от них ждем мы улучшения нашей жизни. Есть, думаем мы, в обществе силы, которые положат преграду их вредному влиянию, которые изменят своим благородством характер нашей жизни. Эта иллюзия самым горьким образом отвергается в повести, которая пробуждает своей первой половиной самые светлые...
    3. Полянский В.: Чернышевский. Часть 5
    Входимость: 3. Размер: 20кб.
    Часть текста: действительности совершенно чужды ему. Его герой Тамарин, которого автор считает образом, подобным Печорину, на самом деле "Грушницкий, явившийся г. Авдееву во образе Печорина", -- дворянская посредственность, салонный "герой" (II, 214). Герои его рассказов, идиллически рисующих поместную жизнь, -- "осовевшие под розовыми красками коршуны и сороки..., от этих сов плохо приходится очень многим, потому что тунеядцы должны же кого-нибудь объедать" (II, 218). Писатели типа Авдеева не могут быть названы "истинно современными писателями". Они не способны правильно осмыслить действительность, и от их произведений веет "элегантною отсталостью" (II, 221). Ту же отсталость и реакционность отмечал Чернышевский и в повести "Три поры жизни" Евгении Тур, и в творчестве Растопчиной, которую реакционные критики ставили в один ряд с Лермонтовым и Пушкиным. Чернышевский показывает, что жизнь высшего света, основанную на тунеядстве, себялюбии, безнравственности, нельзя изобразить художественно, относясь к ней апологетически, что типичные представители высшего дворянского круга -- люди растленные, лишенные элементарных человеческих достоинств. Поэзия в кругу высшего света является презренной служанкой тунеядцев, пустым развлечением, "промежутком меж выездов и балов" (III, 462). Такую роль и играет салонная поэзия Растопчиной. Аристократической пустоте произведений Растопчиной Чернышевский противопоставляет демократизм всех крупнейших писателей, произведения которых всегда служат...
    4. Пролог. Глава третья
    Входимость: 3. Размер: 103кб.
    Часть текста: прогрессистов в Петербурге. Прогрессистов в Петербурге было тогда бесчисленное множество. Все, кто только мог, лезли к Рязанцеву. По вторникам квартира Рязанцевых была битком набита прогрессистами. Переполнивши все, более или менее открытые для гостей комнаты, они вламывались даже в детскую. Рязанцева только умоляла не кричать там. -- Все, кто мог, считали за величайшее удовольствие себе оказать услугу madame Рязанцевой. Если б она пожелала бросить букет Бозио, ей навезли бы полсотни самых дорогих букетов. Но она желала только достать билет в 4-й ярус. Десять прогрессистов заглушали друг друга предложениями привезти билет во 2-й ярус, в 1-й ярус, в бельэтаж. Рязанцева едва могла вразумить, их, что не хочет сорить деньгами. Двадцать прогрессистов заспорили о том, кому достанется удовольствие добыть для нее билет в 4-й ярус. Поутру в день первого спектакля она прислала Миронова сказать Волгиной, что имеет билет. Волгина была очень рада. Она пошла спросить мужа, поедет ли он с нею. Ему было нельзя: он должен провести этот вечер в типографии. Она была несколько огорчена этим; думала, что он, по своему обыкновению, только отговаривается. Но он сказал: "Говорю правду, голубочка". По этой формуле, она уже...
    5. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XVI. В борьбе за идеи Белинского
    Входимость: 3. Размер: 42кб.
    Часть текста: и в "Эстетических отношениях" и в рецензии на "Пиитику" Аристотеля, Чернышевский выдвинул на первый план забытые со времен Белинского общие вопросы о путях развития литературы, о смысле художественного творчества, о его общественном назначении. Эти работы явились как бы вступлением к знаменитому спору о пушкинском и гоголевском направлениях в русской литературе, завершившемуся затем созданием "Очерков гоголевского периода". Вопрос об этих двух направлениях был намечен еще в 1842 году Белинским в его рецензии на брошюру К. Аксакова о "Мертвых душах". "Мы в Гоголе видим более важное значение для русского общества, чем в Пушкине, - писал Белинский, - ибо Гоголь поэт более социальный, следовательно более поэт в духе времени, он также менее теряется в разнообразии создаваемых им объектов и более дает чувствовать присутствие своего субъективного духа, который должен быть солнцем, освещающим создание поэта нашего времени". Совершенно в духе Белинского решается этот вопрос и Чернышевским в рецензии на "Пиитику"Аристотеля. "Кто, по вашему мнению, - говорит он, - выше: Пушкин или Гоголь?.. Если сущность искусства действительно состоит, как ныне говорят, в идеализации; если цель его - "доставлять сладостное и возвышенное ощущение прекрасного", то в русской литературе нет поэта, равного автору "Полтавы", "Бориса Годунова", "Медного всадника", "Каменного гостя" и всех этих бесчисленных благоуханных стихотворений; если же от искусства требуется еще нечто другое, тогда..." Чернышевский прерывает эту свою фразу недоуменным вопросом от имени читателя, предубежденно-то в пользу старых эстетических...
    6. Пинаев М. Т.: Н. Г. Чернышевский - романист и "новые люди" в литературе 60-70-х годов. Часть 4
    Входимость: 3. Размер: 18кб.
    Часть текста: высшие люди и сны), "сдвоенный сюжет" (семейно-психологический и "потайной", "эзоповский"), "многоступенчатость" и "цикличность" серии замкнутых сюжетов (рассказов, глав), "совокупность повестей", объединенных авторским анализом социального идеала и этики новых людей. Выяснен генезис сюжетных линий романа, во многом представляющих контаминацию нескольких традиционных для русской литературы середины века сюжетов, осуществленных в творческой практике И. С Тургенева, И. А. Гончарова, А. В. Дружинина и других авторов (угнетение девушки в родной семье, чуждой ей по духу, и встреча с человеком высоких стремлений; сюжет о положении замужней женщины и семейный конфликт, известный под названием "треугольник"; сюжет биографической повести). [19] Все эти интересные наблюдения помогают постичь процесс формирования романа Чернышевского на путях циклизации рассказов и повестей, генетически восстановить типологическую родословную ряда его сюжетных положений. Без них литературное новаторство Чернышевского-романиста будет выглядеть неубедительно. Однако генетический подход подчас отодвигал на второй план выяснение природы качественно новых сюжетных ситуаций "Что делать?", а чрезмерное "анатомирование" произведения на ряд "замкнутых", "вставных" сюжетов едва ли помогало выявить его сюжетно-композиционную цельность и монолитность. По-видимому, целесообразнее вести речь не о "замкнутых" сюжетах и "сдвоенных" центрах, а о новых и взаимосвязанных сюжетных ситуациях, интегрированных в единой художественной структуре романа. В ней имеется сквозная, проходящая через все произведение история формирования молодого поколения строителей новой жизни, захватывающая ее социальные, этико-философские и нравственно-психологические аспекты. В повествовании о жизни...
    7. Чернышевский Н. Г.: Биографический очерк
    Входимость: 2. Размер: 71кб.
    Часть текста: Н. Г.: Биографический очерк Чернышевский (Николай Гаврилович) - знаменитый писатель. Родился 12 июля 1828 г. в Саратове. Отец его, протоиерей Гавриил Иванович (1795 - 1861), был человек весьма замечательный. Большой ум, в связи с серьезной образованностью и знанием не только древних, но и новых языков, делали его исключительной личностью в провинциальной глуши; но всего замечательнее были в нем поразительная доброта и благородство. Это был евангельский пастырь в лучшем значении слова, от которого в то время, когда полагалось обращаться сурово с людьми для их же блага, никто не слыхал ничего, кроме слов ласки и привета. В школьном деле, всецело построенном тогда на зверской порке, он никогда не прибегал ни к каким наказаниям. И вместе с тем этот добрый человек был необыкновенно строг и ригористичен в своих требованиях; в общении с ним нравственно подтягивались самые распущенные люди. Из ряду вон выходящая доброта, чистота души и отрешенность от всего мелкого и пошлого всецело перешли и к его сыну. Николай Гаврилович Чернышевский, как человек, был истинно светлой личностью - это признают злейшие враги его литературной деятельности. Самые восторженные отзывы о Чернышевском,...
    8. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XX . "Мужицкий демократ"
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    Часть текста: "Мужицкий демократ" XX . "Мужицкий демократ" С 1856-1857 годов начинается второй период журнально-публицистической деятельности Чернышевского. Если прежде подавляющее большинство его статей относилось к области литературы, то во втором периоде решительно преобладали политико-экономические, исторические, философские и публицистические темы. Объяснение этой перемены "интересов" мы найдем в воспоминаниях самого Чернышевского, написанных через тридцать лет, уже незадолго до смерти. Воспоминания, вернее, заметки, которые мы имеем в виду, были вызваны прочтением вышедшего в свет издания сочинений Некрасова. Чернышевскому, жившему в то время на положении поднадзорного ссыльного, было запрещено выступать в печати, и он не мог ни издать воспоминаний о своем друге и соратнике, ни выступить с развернутой критикой рассуждений о Некрасове буржуазно-либеральных редакторов посмертного издания его сочинений. Но он счел необходимым внести некоторые существенные поправки в эти рассуждения, как участник описываемых событий, как человек, близко стоявший к редактору "Современника". Поправки его предназначались для будущих биографов великого поэта. Чернышевский указывает, что образ мыслей Некрасова не мог претерпеть каких-либо существенных изменений "под влиянием того сильного движения, какое началось в обществе" после Крымской кампании, ибо был еще ранее твердо установившимся. Он настойчиво подчеркивает, что "дело было не в расширении "умственного и нравственного горизонта поэта", а в том, что цензурные рамки несколько "раздвинулись" и поэт получил возможность писать кое о чем из того, о чем прежде нельзя было ему писать". "Причина...
    9. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава вторая. Белинский. Чернышевский и Писарев
    Входимость: 2. Размер: 95кб.
    Часть текста: В другом месте мы сказали, что если Белинский был родоначальником наших "просветителей", то Чернышевский является самым крупным их представителем {"За двадцать лет", 3-е издание, стр. 260.}. Чтобы сделать это понятным, нужно сперва напомнить, в каком смысле мы считаем Белинского родоначальником наших "просветителей". В эпоху своего знаменитого "примирения с действительностью", он задался целью понять ее, как продукт определенного хода исторического развития. Он держался тогда того мнения, что идеал, не оправдываемый самим ходом развития "действительности", т. е. оторванный от нее, представляет собою нечто вроде субъективного каприза, не заслуживающего ни внимания, ни интереса. Его "примирение с действительностью" означало лишь пренебрежение к такому идеалу. Впоследствии, когда он уже проклинал свою статью о Бородинской битве, как недостойную честного писателя, он, продолжая оставаться верным духу Гегелевой философии, возмущался в этой статье собственно ее выводами, а не ее основными положениями. "Идея, которую я силился развить в статье по случаю книги Глинки "Очерки Бородинского сражения", -- говорил он, -- верна в своих основаниях". Но он находил теперь, что ему не удалось, как следует, воспользоваться этими верными основаниями. "Должно было бы развить и идею отрицания, как исторического права, не менее первого священного, без которого человечество превратилось бы в стоячее и вонючее болото". Гегель, поскольку он оставался верен своей диалектике, вполне признавал "историческое право отрицания" Это хорошо видно из его чтений по истории философии, в которых он с таким решительным одобрением говорит об отрицателях, подобных Сократу. Но у Гегеля, -- опять-таки поскольку он не изменял своему диалектическому методу, -- отрицание данной "действительности" является закономерным продуктом ее собственного диалектического развития, т. е. развития...
    10. Щербина В. Р.: Гений революционно-демократической публицистики
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    Часть текста: единая, объединяющая их направленность, их общее начало. Воинствующий революционный демократизм, утверждение интересов народных масс -- основа как художественной, эстетической, так и исторической, социально-политической и экономической концепций, нашедших одновременное воплощение в публицистической деятельности Чернышевского. Впервые Чернышевский выступил на журналистском поприще в 1853 году. Он публиковал статьи и рецензии на страницах журналов "Отечественные записки" и "Современник". Своего высшего подъема революционная и публицистическая деятельность Чернышевского достигла во второй половине 50 -- начале 60-х годов -- во время подготовки и проведения крестьянской реформы. Однако его революционное мировоззрение сформировалось раньше, еще в годы пребывания в Петербургском университете (1846--1850). Таким образом, Чернышевский как бы принял знамя борьбы из рук Белинского, скрепив прочной преемственной связью дело двух поколений русских революционеров. За университетские годы Чернышевский из религиозно настроенного юноши превратился...