• Приглашаем посетить наш сайт
    Пришвин (prishvin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1858"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Чернышевский Н. Г.: Биографический очерк
    Входимость: 18. Размер: 71кб.
    2. Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь
    Входимость: 9. Размер: 100кб.
    3. В изъявление признательности
    Входимость: 9. Размер: 34кб.
    4. Чернышевский Н. Г.: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 7. Размер: 57кб.
    5. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXI . Редактор "Военного сборника"
    Входимость: 6. Размер: 18кб.
    6. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XX . "Мужицкий демократ"
    Входимость: 6. Размер: 25кб.
    7. Полянский В.: Чернышевский.
    Входимость: 6. Размер: 44кб.
    8. Щербина В. Р.: Гений революционно-демократической публицистики
    Входимость: 5. Размер: 29кб.
    9. Н. А. Добролюбов (Некролог)
    Входимость: 4. Размер: 25кб.
    10. Франция при Людовике-Наполеоне
    Входимость: 4. Размер: 131кб.
    11. Николаев П. А.: Классик русской критики
    Входимость: 3. Размер: 46кб.
    12. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXIII . Кругозор ученого и публициста
    Входимость: 3. Размер: 43кб.
    13. Письма без адреса
    Входимость: 3. Размер: 87кб.
    14. Тюрго
    Входимость: 3. Размер: 74кб.
    15. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский (немецкое издание). H. Г. Чернышевский. Часть VI
    Входимость: 3. Размер: 31кб.
    16. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Введение
    Входимость: 2. Размер: 130кб.
    17. Откупная система
    Входимость: 2. Размер: 55кб.
    18. Полянский В.: Чернышевский. Часть 5
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    19. Граф Кавур
    Входимость: 2. Размер: 44кб.
    20. Борьба партий во Франции при Людовике XVIII и Карле X. Статья вторая и последняя
    Входимость: 2. Размер: 135кб.
    21. Г. Чичерин как публицист
    Входимость: 2. Размер: 77кб.
    22. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава четвертая. Социализм и политика
    Входимость: 2. Размер: 57кб.
    23. История цивилизации в Европе от падения Римской империи до Французской революции
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    24. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXII . "Ободряющий голос..."
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    25. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава третья. "Собственный" план Чернышевского и вопрос о поземельной общине
    Входимость: 2. Размер: 42кб.
    26. Русский человек на rendez-vous (повесть Тургенева "Ася")
    Входимость: 2. Размер: 57кб.
    27. Чернышевский - Что делать? Глава пятая. Часть XXIII
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    28. Капитал и труд
    Входимость: 2. Размер: 176кб.
    29. Чернышевский - Что делать? Глава третья. Часть IV
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    30. Чернышевский - Что делать? Глава третья. Часть XVI
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    31. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXV . Вдохновитель революционного движения
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    32. Эстетические отношения искусства к действительности (Диссертация)
    Входимость: 1. Размер: 254кб.
    33. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский (немецкое издание). H. Г. Чернышевский. Часть IX
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    34. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?". Часть 3
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    35. Суеверие и правила логики
    Входимость: 1. Размер: 73кб.
    36. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский (немецкое издание). H. Г. Чернышевский. Часть VII
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    37. Чернышевский - Что делать? Глава вторая. Часть VII
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    38. Лавров П. Л.: Николай Гаврилович Чернышевский и ход развития русской мысли
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    39. Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов Г. К. Кэри
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    40. Плеханов Г. В.: Н. Г. Чернышевский. История русской литературы.
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    41. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава пятая. Чернышевский и диалектика
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    42. Чернышевский - Что делать? Глава первая. Часть III
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    43. Что делать? (черновик). И снится Вере Павловне сон.
    Входимость: 1. Размер: 72кб.
    44. Чернышевский - Что делать? Глава третья. Часть XX
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    45. Собрание стихотворений В. Бенедиктова
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    46. Критика философских предубеждений против общинного владения
    Входимость: 1. Размер: 98кб.
    47. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава вторая. Белинский. Чернышевский и Писарев
    Входимость: 1. Размер: 95кб.
    48. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?". Часть 10
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    49. Чернышевский - Что делать? Глава третья. Часть XIX. Третий cон Веры Павловны
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    50. Предисловие к русскому переводу истории XVIII столетия Шлоссера
    Входимость: 1. Размер: 9кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Чернышевский Н. Г.: Биографический очерк
    Входимость: 18. Размер: 71кб.
    Часть текста: вон выходящая доброта, чистота души и отрешенность от всего мелкого и пошлого всецело перешли и к его сыну. Николай Гаврилович Чернышевский, как человек, был истинно светлой личностью - это признают злейшие враги его литературной деятельности. Самые восторженные отзывы о Чернышевском, как человеке, принадлежат двум престарелым представителям духовного сословия, не находившим достаточно слов, чтобы охарактеризовать вред писаний и теорий Чернышевского. Один из них, преподаватель разных семинарий Палимпсестов , душевно скорбит о том, что это "существо с самой чистой душой" превратилось, благодаря увлечению разными западноевропейскими лжеучениями, в "падшего ангела"; но вместе с тем он категорически заявляет, что Чернышевский "действительно в свое время походил на ангела во плоти". Сведения о личных качествах Чернышевского очень важны для понимания его литературной деятельности; они дают ключ к правильному освещению многих сторон ее и прежде всего того, что теснее всего связано с представлением о Чернышевском - проповеди утилитаризма. Заимствованный у такого же исключительно доброго человека - Дж. Ст. Милла - утилитаризм Чернышевского не выдерживает критики, не закрывающей глаза на действительность. Чернышевский самые лучшие движения нашей души хочет свести к "разумному" эгоизму - но "эгоизм" этот весьма своеобразный. Оказывается, что человек, поступая благородно, действует так не для других, а исключительно для себя. Он поступает хорошо, потому что поступать хорошо доставляет ему удовольствие. Таким образом, дело сводится к простому спору о словах. Не все ли равно, чем мотивировать самопожертвование; важно только то, что является охота жертвовать собой. В трогательно-наивных стараниях Чернышевский убедить людей,...
    2. Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь
    Входимость: 9. Размер: 100кб.
    Часть текста: она имеет мысль, блистательную в логическом отношении: "вредное полезно". В каком отношении к фактам неизбежно должна находиться теория, основанная на нелепости? Выводы из нелепости нелепы; их отношение к фактам -- непримиримое противоречие. Теория благотворности борьбы за жизнь противоречит всем фактам каждого отдела науки, к которому прилагается, и, в частности, с особенною резкостью противоречит всем фактам тех отделов ботаники и зоологии, для которых была придумана и из которых расползлась по наукам о человеческой жизни. Она противоречит смыслу всех разумных житейских трудов человека, и, в частности, с особенною резкостью противоречит смыслу всех фактов сельского хозяйства, начиная с первых забот дикарей об охранении прирученных ими животных от страданий голода и других бедствий и с первых усилий их разрыхлять заостренными палками почву для посева. Из каких же материалов сплетена эта теория, противоречащая всем житейским и научным знаниям, и каким процессом мышления приплетена к науке? Сведения об этом добродушно сообщил публике составитель ее; с идиллическою наивностью, редкою в наши времена и тем более умилительною, повторяют их многие из ...
    3. В изъявление признательности
    Входимость: 9. Размер: 34кб.
    Часть текста: ваши слова без ответа, то должно показаться, что я без возражений принимаю их за правду. Такую роль я не могу взять на себя. На страницах 38 и 39 вашей статьи вы говорите, что в литературном кругу, к которому принадлежал Добролюбов, был человек, более его замечательный по дарованиям; этого человека вы почитаете учителем Добролюбова; вы приписываете этому человеку энергию убеждепий, гораздо большую той, какую находите в Добролюбове 1 . На 34 стр. вы о том же человеке говорите: "мы совершенно искренно уважаем некоторых из друзей покойного -бова, в особенности одного, о лицемерном непризнавании заслуг которого мы, кажется, первые сказали, что оно переступило меру". Очевидно, что вы тут упоминаете статью обо мне, помещенную в одной из осенних книжек вашего журнала за прошлый год 2 . Очевидно, что под человеком, который был учителем Добролюбова, превосходил его талантом и энергиею, вы разумеете меня. Это принуждает меня разъяснить вам мои отношения к развитию образа мыслей Добролюбова, сказать, как представляется мне самому отношение моих сил к силам его и какая разница действительно существует, по степени энергии, между мною и им. Учителем Добролюбова я не мог быть, во-первых, уже и потому, что не был его учителем никто из людей, писавших по-русски. Довольно много...
    4. Чернышевский Н. Г.: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 7. Размер: 57кб.
    Часть текста: происхождения"). Однако духовное поприще не влекло Ч., и, не закончив семинарию, он поступил в 1846 г. на отделение общей словесности философского факультета Петербургского университета, где занимался славянской филологией у профессора И. И. Срезневского (составил "Опыт словаря из Ипатьевской летописи"); теорией словесности -- у профессора А. В. Никитенко (написал диссертацию "О "Бригадире" Фонвизина"); всеобщей историей; физикой (долго работал над проектом вечного двигателя) и др. Но академические занятия составляли лишь часть интересов Ч., все более склонявшихся в сторону политики (он пристально следил за революционными событиями в Западной Европе 1848-- 1849 гг.), философских и экономических учений (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Л. Фейербах и др.). После ареста петрашевцев в 1849 г. он отметил в дневнике, что "сам никогда бы не усомнился бы вмешаться в их общество и со временем, конечно, вмешался бы" (1, 274). В круг друзей Ч. входили М. Л. Михайлов, петрашевец А. В. Ханыков, И. И. Введенский (педагог и переводчик, на вечерах у которого собиралась радикально настроенная молодежь). За годы учебы в университете (1846--1850) были выработаны основы мировоззрения. Сложившееся в 1850 г. убеждение в необходимости революции в России сочеталось с...
    5. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXI . Редактор "Военного сборника"
    Входимость: 6. Размер: 18кб.
    Часть текста: Чернышевского еще раз обратила на себя внимание правительственных кругов. Случилось это в связи с изданием "Военного сборника". Выше говорилось, что еще до поступления учителем в Саратовскую гимназию Чернышевский в течение нескольких месяцев преподавал теорию словесности во 2-м Петербургском кадетском корпусе. Определению его туда помог И. И. Введенский, пользовавшийся большим весом в среде педагогов военно-учебных заведений. (С 1852 года Введенский был уже главным наставником-наблюдателем за преподаванием русского языка и словесности в военно-учебных заведениях.) По возвращении из Саратова Чернышевский снова поступил во 2-й кадетский корпус, но прослужил там недолго - всего несколько месяцев. Причиной его ухода из корпуса послужил следующий инцидент. В одном из классов во время перемены воспитанники подняли шум. Не успел дежурный офицер водворить там порядок, как зашумели в другом классе. Между тем перемена уже кончилась и учителя направились по классам. Шум еще не затих, когда Чернышевский, войдя в класс, увидел, что вслед за ним направляется дежурный офицер для водворения порядка. Чернышевский обернулся и, остановив офицера, сказал: "А теперь вам войти сюда нельзя!" Оскорбленный офицер после окончания занятий подал начальству жалобу, требуя, чтобы Чернышевский извинился перед ним. Однако Чернышевский категорически отказался просить извинения и...
    6. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XX . "Мужицкий демократ"
    Входимость: 6. Размер: 25кб.
    Часть текста: критикой рассуждений о Некрасове буржуазно-либеральных редакторов посмертного издания его сочинений. Но он счел необходимым внести некоторые существенные поправки в эти рассуждения, как участник описываемых событий, как человек, близко стоявший к редактору "Современника". Поправки его предназначались для будущих биографов великого поэта. Чернышевский указывает, что образ мыслей Некрасова не мог претерпеть каких-либо существенных изменений "под влиянием того сильного движения, какое началось в обществе" после Крымской кампании, ибо был еще ранее твердо установившимся. Он настойчиво подчеркивает, что "дело было не в расширении "умственного и нравственного горизонта поэта", а в том, что цензурные рамки несколько "раздвинулись" и поэт получил возможность писать кое о чем из того, о чем прежде нельзя было ему писать". "Причина невозможности всегда была цензурная", "... содержание его поэтических произведений сжималось или расширялось соответственно изменениям цензурных условий..." Точно так же обстояло дело и с публицистическими произведениями самого Чернышевского. Неудачная Крымская кампания, нараставшие внутри страны крестьянские волнения и ширившееся общественное движение в пользу отмены крепостного права заставили правительство царской России несколько ослабить цензурные строгости, и это дало возможность писателям революционно-демократического лагеря выступить более широко. Если бы возможность касаться вопросов, издавна составлявших "предмет их затаенных желаний", явилась раньше, то и в "Современнике" заговорили бы о них раньше. Цензурный гнет ослабел только...
    7. Полянский В.: Чернышевский.
    Входимость: 6. Размер: 44кб.
    Часть текста: Полное собрание сочинений, тт. I--XVI, Гослитиздат, 1939--1953.} Отец Чернышевского имел большую и довольно разнообразную библиотеку, он выписывал лучший журнал того времени -- "Отечественные записки", и котором печатали свои статьи Белинский и Герцен, постоянно приносил домой новинки литературы, произведения Пушкина, Жуковского, Гоголя и других писателей. Н. Г. Чернышевский с детского возраста увлекался чтением. До поступления в учебное заведение он приобрел часть широких познаний, которые впоследствии поражали современников. Он читал художественную литературу и исторические труды, книги по разным разделам знаний и изучал языки -- древние и новые. Молодой Чернышевский внимательно наблюдал окружавшую его жизнь, рано стал "разбирать, что правда и что ложь, что добро и что зло" (слова Чернышевского), критически относился к явлениям действительности, к мнениям, которые господствовали в его среде, к содержанию книг, которые попадали ему в руки. Он видел, что, помимо нравственных принципов, которые бытуют в народе, стремящемся к справедливой жизни, человеку внушается мораль, выработанная общественным строем эксплуатации и угнетения. Чернышевский с негодованием говорил впоследствии о том, какая "смесь понятий" преподносится ребенку: "Будь честен; пьянствуй; будь добр; воруй; люди все подлецы; будь справедлив; всё на свете продажно; молись богу; не пей вина; бога нет; будь трудолюбив; бей всех по зубам; кланяйся всем; от ученья один вред; бездельничай; от науки всё полезное для людей; законы надобно уважать; плутуй; люби людей; дуракам счастье; смелому удача; говори всегда правду; без ума плохо жить; будь тише воды, ниже травы; закон никогда не исполняется; закон всегда исполняется..." (I, 671). До конца своей жизни Чернышевский сохранил в памяти...
    8. Щербина В. Р.: Гений революционно-демократической публицистики
    Входимость: 5. Размер: 29кб.
    Часть текста: классов и политических направлений определили формирование Чернышевского как революционного демократа, а вместе с тем -- и как публициста. Во всех сферах его художественного, научного и публицистического творчества, отчетливо сказывается единая, объединяющая их направленность, их общее начало. Воинствующий революционный демократизм, утверждение интересов народных масс -- основа как художественной, эстетической, так и исторической, социально-политической и экономической концепций, нашедших одновременное воплощение в публицистической деятельности Чернышевского. Впервые Чернышевский выступил на журналистском поприще в 1853 году. Он публиковал статьи и рецензии на страницах журналов "Отечественные записки" и "Современник". Своего высшего подъема революционная и публицистическая деятельность Чернышевского достигла во второй половине 50 -- начале 60-х годов -- во время подготовки и проведения крестьянской реформы. Однако его революционное мировоззрение сформировалось раньше, еще в годы пребывания в Петербургском университете (1846--1850). Таким образом, Чернышевский как бы принял знамя борьбы из рук Белинского, скрепив прочной преемственной связью дело двух поколений русских революционеров. За...
    9. Н. А. Добролюбов (Некролог)
    Входимость: 4. Размер: 25кб.
    Часть текста: четвертый (высший) класс Нижегородского уездного училища, должен был кончить семинарский курс в восемнадцать (обыкновенно кончают курс в двадцать один или двадцать два года) и тогда, как отличный ученик, был бы отправлен на казенный счет в Московскую или Казанскую духовную академию. Но ему очень хотелось ехать в университет. Однако же, по чрезвычайной деликатности характера, он не стал говорить об этом, когда из косвенных расспросов у отца заметил, что родителям было бы не совсем легко уделять хотя рублей по двести в год на его содержание в университете. А между тем оставаться в семинарии стало ему слишком скучно. Чтобы выиграть время, он, пробыв один год в богословском (высшем) классе, поехал в Петербургскую духовную академию, курсы которой начинаются с нечетных годов, между тем как в Казанской и Московской, ближайших к Нижнему Новгороду, они начинаются с четных годов (по которым идут курсы и в Нижегородской семинарии). По приезде в Петербург он увидел возможность поступить также на казенное содержание в Педагогический институт, который казался ему все-таки привлекательнее духовной академии, и сделался студентом института. Это было в августе 1853 года. Весною следующего года внезапно скончалась его мать, которую он любил чрезвычайно нежно. Эта неожиданная весть страшно поразила его и, по всей вероятности, нанесла первый сильный удар его здоровью. На каникулы (1854) он поехал в Нижний, и на его руках скончался отец, убитый смертью жены (1854 год). Николай Александрович остался старшим в семействе, которое состояло, кроме него, из пяти сестер и двух братьев. Денежные дела семьи находились в расстройстве. Отец, незадолго перед смертью, построил дом и вошел через это в долги, очень обременительные. Кроме дома, у сирот не было никакого состояния, а доход с дома почти весь поглощался уплатою процентов по займам из строительной комиссии и от частных лиц. Николай Александрович, с обыкновенным своим благородством, хотел пожертвовать всеми личными надеждами,...
    10. Франция при Людовике-Наполеоне
    Входимость: 4. Размер: 131кб.
    Часть текста: к новым народам, составившимся из смеси прежнего населения римских областей с германцами. Мы все теперь знаем, каких результатов надобно было ожидать от вторжения варваров. Мы знаем, что начало личной независимости каждого гражданина, принесенное этими варварами, должно было обновить историю, прогресс которой изнемогал под гнетом римской администрации, основанной на поглощении всех прав целой империи одним городом и потом на перенесении всех прав, принадлежавших жителям этого города, к одному диктатору, назвавшемуся бессменным трибуном римского народа, его исключительным представителем и вечным наместником. Мы теперь знаем, что заменение бездушной машины, носившей название Римской империи, владычеством людей, сознававших в себе человеческие права, было променом очень дурного на просто дурное, следовательно уже некоторым выигрышем. Мы прекрасно доказываем, что невежественные варвары, покончив борьбу с старым порядком вещей, должны были приняться за изучение того хорошего, что было выработано древнею жизнию; что наука и искусство должны были возродиться между ними в новых, более совершенных формах, развивающих более глубокое содержание. Теперь мы все говорим об этом чрезвычайно рассудительно; но из людей древнего мира, ценивших свою высокую цивилизацию, никто не умел тогда предвидеть, что цивилизация не погибнет, что преемником Архимеда явится Ньютон, преемником Тразибула явится Вашингтон. Они полагали, что все погибнет, когда римские патриции времен Империи сменятся дикими вождями варваров. Точно так же...