• Приглашаем посетить наш сайт
    Северянин (severyanin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1859"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Чернышевский Н. Г.: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 12. Размер: 57кб.
    2. Н. А. Добролюбов (Некролог)
    Входимость: 9. Размер: 25кб.
    3. Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь
    Входимость: 8. Размер: 100кб.
    4. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?". Часть 3
    Входимость: 7. Размер: 42кб.
    5. Чернышевский Н. Г.: Биографический очерк
    Входимость: 7. Размер: 71кб.
    6. Г. Чичерин как публицист
    Входимость: 4. Размер: 77кб.
    7. Чернышевский - Что делать? Глава третья. Часть XXIX
    Входимость: 4. Размер: 63кб.
    8. Полянский В.: Чернышевский.
    Входимость: 4. Размер: 44кб.
    9. В изъявление признательности
    Входимость: 4. Размер: 34кб.
    10. Капитал и труд
    Входимость: 4. Размер: 176кб.
    11. Щербина В. Р.: Гений революционно-демократической публицистики
    Входимость: 3. Размер: 29кб.
    12. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXIV . Поездка в Лондон
    Входимость: 3. Размер: 30кб.
    13. Чернышевский - Что делать? Глава пятая. Часть XXIII
    Входимость: 3. Размер: 32кб.
    14. Губернские очерки (Щедрин)
    Входимость: 2. Размер: 116кб.
    15. Письма без адреса
    Входимость: 2. Размер: 87кб.
    16. Суеверие и правила логики
    Входимость: 2. Размер: 73кб.
    17. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава седьмая. "Благотворность борьбы за жизнь"
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    18. Чернышевский - Что делать? Глава третья. Часть XIX. Третий cон Веры Павловны
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    19. Франция при Людовике-Наполеоне
    Входимость: 2. Размер: 131кб.
    20. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXIII . Кругозор ученого и публициста
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    21. Граф Кавур
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    22. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?". Часть 11
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    23. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXXI. Астрахань
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    24. Николаев П. А.: Классик русской критики
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    25. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXV . Вдохновитель революционного движения
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    26. Откупная система
    Входимость: 1. Размер: 55кб.
    27. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Введение
    Входимость: 1. Размер: 130кб.
    28. Что делать? (черновик). I. "Дурак"
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    29. Чернышевский - Что делать? Глава первая. Часть III
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    30. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава четвертая. Социализм и политика
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    31. Чернышевский - Что делать? Глава четвертая. Часть XVI. Четвертый сон Веры Павловны
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    32. Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов Г. К. Кэри
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    33. Пинаев М. Т.: Н. Г. Чернышевский - романист и "новые люди" в литературе 60-70-х годов. Часть 5
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    34. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?".
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    35. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский (немецкое издание). H. Г. Чернышевский. Часть VI
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    36. Чернышевский - Что делать? Глава вторая. Часть VII
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    37. Плеханов Г. В.: Еще о Чернышевском
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    38. Чернышевский - Что делать? Глава четвертая. Часть II
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    39. Щеголев П. Е.: Страсть писателя
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    40. Петрова М. Г.: "Негласная беседа о Чернышевском"
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    41. Соловьев В. С.: Н. Г. Чернышевский
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    42. Бедность не порок (комедия А. Островского)
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    43. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XX . "Мужицкий демократ"
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    44. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXI . Редактор "Военного сборника"
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    45. Тамарченко Г. Е.: "Что делать?" и русский роман шестидесятых годов. Часть 5
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    46. Что делать? (черновик). И снится Вере Павловне сон.
    Входимость: 1. Размер: 72кб.
    47. Чернышевский - Что делать? Глава третья. Часть XX
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    48. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?". Часть 8
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    49. Что делать? (черновик). Примечания к черновой редакции
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    50. Пинаев М. Т.: Н. Г. Чернышевский - романист и "новые люди" в литературе 60-70-х годов. Часть 2
    Входимость: 1. Размер: 23кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Чернышевский Н. Г.: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 12. Размер: 57кб.
    Часть текста: справка ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, Николай Гаврилович [12(24). VII. 1828, Саратов -- 17{29). Х. 1889, там же] -- экономист, философ, публицист, литературный критик, прозаик. Революционный демократ. Родился в семье священника. До 12 лет воспитывался и учился дома, под руководством отца, отличавшегося многосторонней образованностью, и в тесном общении с родственной семьей Пыпиных (двоюродный брат Ч. -- А. Н. Пыпин -- стал известным историком литературы). По собственному признанию, "сделался библиофагом, пожирателем книг очень рано..." (Полн. собр. соч. -- Т. 1. -- С. 632; далее указываются том и страница). В 1842--1845 гг. Ч. учился в Саратовской семинарии, где ему прочили блестящую духовную карьеру (сочинения Ч. хранились в семинарской библиотеке). Изучал многие языки, в т. ч. восточные (под наблюдением профессора Г. С. Саблукова написал "Обзор топографических названий в Саратовской губернии татарского происхождения"). Однако духовное поприще не влекло Ч., и, не закончив семинарию, он поступил в 1846 г. на отделение общей словесности философского факультета Петербургского университета, где занимался славянской филологией у профессора И. И. Срезневского (составил "Опыт словаря из Ипатьевской летописи"); теорией словесности -- у профессора А. В. Никитенко (написал диссертацию "О "Бригадире" Фонвизина"); всеобщей историей; физикой (долго работал над проектом вечного двигателя) и др. Но академические занятия составляли лишь часть интересов Ч., все более склонявшихся в сторону политики (он пристально следил за революционными событиями в Западной Европе 1848-- 1849 гг.), философских и экономических учений (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Л....
    2. Н. А. Добролюбов (Некролог)
    Входимость: 9. Размер: 25кб.
    Часть текста: был бы отправлен на казенный счет в Московскую или Казанскую духовную академию. Но ему очень хотелось ехать в университет. Однако же, по чрезвычайной деликатности характера, он не стал говорить об этом, когда из косвенных расспросов у отца заметил, что родителям было бы не совсем легко уделять хотя рублей по двести в год на его содержание в университете. А между тем оставаться в семинарии стало ему слишком скучно. Чтобы выиграть время, он, пробыв один год в богословском (высшем) классе, поехал в Петербургскую духовную академию, курсы которой начинаются с нечетных годов, между тем как в Казанской и Московской, ближайших к Нижнему Новгороду, они начинаются с четных годов (по которым идут курсы и в Нижегородской семинарии). По приезде в Петербург он увидел возможность поступить также на казенное содержание в Педагогический институт, который казался ему все-таки привлекательнее духовной академии, и сделался студентом института. Это было в августе 1853 года. Весною следующего года внезапно скончалась его мать, которую он любил чрезвычайно нежно. Эта неожиданная весть страшно поразила его и, по всей вероятности, нанесла первый сильный удар его здоровью. На каникулы (1854) он поехал в Нижний, и на его руках скончался отец, убитый смертью жены (1854 год). Николай Александрович остался старшим в семействе, которое состояло, кроме него, из пяти сестер и двух братьев. Денежные дела семьи находились в расстройстве. Отец, незадолго перед смертью, построил дом и вошел через это в долги, очень обременительные. Кроме дома, у сирот не было никакого состояния, а доход с дома почти весь поглощался уплатою процентов по займам из строительной комиссии и от частных лиц. Николай Александрович, с обыкновенным своим благородством, хотел пожертвовать всеми личными...
    3. Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь
    Входимость: 8. Размер: 100кб.
    Часть текста: авторы трактатов, предисловие к которому пишу я, держатся теории благотворности так называемой борьбы за жизнь. Своим основанием она имеет мысль, блистательную в логическом отношении: "вредное полезно". В каком отношении к фактам неизбежно должна находиться теория, основанная на нелепости? Выводы из нелепости нелепы; их отношение к фактам -- непримиримое противоречие. Теория благотворности борьбы за жизнь противоречит всем фактам каждого отдела науки, к которому прилагается, и, в частности, с особенною резкостью противоречит всем фактам тех отделов ботаники и зоологии, для которых была придумана и из которых расползлась по наукам о человеческой жизни. Она противоречит смыслу всех разумных житейских трудов человека, и, в частности, с особенною резкостью противоречит смыслу всех фактов сельского хозяйства, начиная с первых забот дикарей об охранении прирученных ими животных от страданий голода и других бедствий и с первых усилий их разрыхлять заостренными палками почву для посева. Из каких же материалов сплетена эта теория, противоречащая всем житейским и научным...
    4. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?". Часть 3
    Входимость: 7. Размер: 42кб.
    Часть текста: его нумерация совершенно условна и определяется последовательностью отрывков; о нем речь пойдет ниже. 7, 8 и 9 главы четвертой черновика лишь отчасти совпадают с окончательным текстом. Некоторые параграфы появились лишь в окончательном тексте: ранее они отсутствовали. Таковы "Похвальное слово Марье Алексевне" (24 главы второй) и "Особенный человек" ( 29 главы третьей). Особое заглавие ("Вторая завязка"), в окончательном тексте устраненное, в черновике дано отрывку, вошедшему потом именно в параграф "Особенный человек". В остальном, с небольшими вариантами, в черновике налицо заглавия первой, второй, третьей и четвертой глав; глава пятая в ранней редакции заглавия не имеет, глава шестая отсутствует - она была написана, очевидно, лишь при перебеливании рукописи. Заглавий отдельных параграфов в ранней редакции вообще нет? если не считать третьего и четвертого сна Веры Павловны и письма Катерины Васильевны Полозовой. Роман - от черновика к беловику - подвергся существеннейшей переработке; черновой текст, сравнительно с окончательным, особенно интересен с точки зрения его приспособления для цензуры. Цензура, конечно, предстояла в сознании Чернышевского и при писании романа в его первой редакции. Но, в чем-то сразу сдерживая себя, Чернышевский в других случаях писал свободно, очевидно заранее решив, что особенное внимание на эту сторону он обратит при окончательной отделке романа. Обратим внимание на некоторые, наиболее характерные места. Уже в самом начале Чернышевский снял фразы, несколько расширявшие тему: "Философ из этого выведет, что большинство всегда консервативно. Эстетик выведет, что трагедия влечет к себе мысль и чувство сильнее, чем фарс". И несколько ниже: "Консерваторы оказались правы, как всегда <...>. Так мудрый ход истории всегда дает делу конец, более или менее удовлетворительный даже и для побеждаемой стороны" (347). В "Предисловии" Чернышевский, по ...
    5. Чернышевский Н. Г.: Биографический очерк
    Входимость: 7. Размер: 71кб.
    Часть текста: всецело перешли и к его сыну. Николай Гаврилович Чернышевский, как человек, был истинно светлой личностью - это признают злейшие враги его литературной деятельности. Самые восторженные отзывы о Чернышевском, как человеке, принадлежат двум престарелым представителям духовного сословия, не находившим достаточно слов, чтобы охарактеризовать вред писаний и теорий Чернышевского. Один из них, преподаватель разных семинарий Палимпсестов , душевно скорбит о том, что это "существо с самой чистой душой" превратилось, благодаря увлечению разными западноевропейскими лжеучениями, в "падшего ангела"; но вместе с тем он категорически заявляет, что Чернышевский "действительно в свое время походил на ангела во плоти". Сведения о личных качествах Чернышевского очень важны для понимания его литературной деятельности; они дают ключ к правильному освещению многих сторон ее и прежде всего того, что теснее всего связано с представлением о Чернышевском - проповеди утилитаризма. Заимствованный у такого же исключительно доброго человека - Дж. Ст. Милла - утилитаризм Чернышевского не выдерживает критики, не закрывающей глаза на действительность. Чернышевский самые лучшие движения нашей души хочет свести к "разумному" эгоизму - но "эгоизм" этот весьма своеобразный. Оказывается, что человек, поступая благородно, действует так не для других, а исключительно для себя. Он поступает хорошо, потому...
    6. Г. Чичерин как публицист
    Входимость: 4. Размер: 77кб.
    Часть текста: новую и странную: если человек, до пятидесяти лет бывший низким обманщиком и злодеем, попавшись в неожиданную беду, призывает к себе честных людей и говорит: "спасите меня, я буду вашим верным другом", и если честные люди поверят ему, а потом, вывернувшись из беды при их помощи, он начнет куралесить хуже прежнего, причем даст на орехи и своим избавителям, то они сами виноваты в том, что потерпят от него,-- зачем было им верить обещанию низкого обманщика? 1 Проницательные люди немедленно сообразили, что мы восстаем против честности и защищаем обманщиков; сообразив это, проницательные люди все поголовно вознегодовали на нашу безнравственность, низость и обскурантизм; проникшись негодованием, они стали выражать его самым благородным и энергическим образом, и словесно, и в письмах, адресованных на наше имя. Мы увидели необходимость принести публичное раскаяние в нашем преступлении и в следующей книжке журнала написали: "Мы совершенно заблуждались, говоря, что словам обманщиков не следует верить; мы должны были только сказать, что злодеи должны подвергаться уголовным наказаниям, и тот, кто по своему излишнему доверию к их словам...
    7. Чернышевский - Что делать? Глава третья. Часть XXIX
    Входимость: 4. Размер: 63кб.
    Часть текста: мелкие торговцы и торговки со всеми порядочными людьми. Рахель и Маша должны заехать на городскую квартиру, собрать оставшиеся там платья и вещи, по дороге заехать к меховщику, которому отданы были на лето шубы Веры Павловны, потом со всем этим ворохом приехать на дачу, чтобы Рахель хорошенько оценила и купила все гуртом. Когда Маша выходила из ворот, ее встретил Рахметов {101}, уже с полчаса бродивший около дачи. -- Вы уходите, Маша? Надолго? -- Да, должно быть, ворочусь уж поздно вечером. Много дела. -- Вера Павловна остается одна? -- Одна. -- Так я зайду, посижу вместо вас, может быть, случится какая-нибудь надобность. -- Пожалуйста; а то я боялась за нее. И я забыла, г. Рахметов: позовите кого-нибудь из соседей, там есть кухарка и нянька, мои приятельницы, подать обедать, ведь она еще не обедала. -- Ничего; и я не обедал, пообедаем одни. Да вы-то обедали ли? -- Да, Вера Павловна так не отпустила. -- Хоть это хорошо. Я думал, уж и это забудут из-за себя. Кроме Маши и равнявшихся ей или превосходивших ее простотою души и платья, все немного побаивались Рахметова: и Лопухов, и Кирсанов, и все, не боявшиеся никого и ничего, чувствовали перед ним, по временам, некоторую трусоватость. С Верою Павловною он был очень далек: она находила его очень скучным, он никогда не присоединялся к ее обществу. Но он был любимцем Маши, хотя меньше всех других гостей был приветлив и разговорчив с нею. -- Я пришел без зову, Вера Павловна, -- начал он: -- но я видел Александра Матвеича и знаю все. Поэтому рассудил, что, может быть, пригожусь вам для каких-нибудь услуг и просижу у вас вечер. Услуги его могли бы пригодиться, пожалуй, хоть сейчас же: помогать Вере Павловне в разборке вещей. Всякий другой на месте Рахметова в одну и ту же секунду и был бы приглашен, и сам вызвался бы заняться этим. Но он не вызвался и не был приглашен; Вера Павловна только пожала ему руку и с искренним чувством сказала, что очень благодарна ему за внимательность. -- Я буду сидеть в...
    8. Полянский В.: Чернышевский.
    Входимость: 4. Размер: 44кб.
    Часть текста: Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове, в семье священника. Отец Чернышевского был небогат, и быт семьи Чернышевских был близок к быту семей интеллигентов-разночинцев того времени. В своей автобиографии Чернышевский вспоминал впоследствии об обстановке семьи, в которой он вырос; "Простой человеческий взгляд на каждый отдельный факт жизни господствовал в этой семье" (I, 684). {Здесь и в дальнейшем тексты из произведений Чернышевского цитируются по изданию: Н. Г. Чернышевский, Полное собрание сочинений, тт. I--XVI, Гослитиздат, 1939--1953.} Отец Чернышевского имел большую и довольно разнообразную библиотеку, он выписывал лучший журнал того времени -- "Отечественные записки", и котором печатали свои статьи Белинский и Герцен, постоянно приносил домой новинки литературы, произведения Пушкина, Жуковского, Гоголя и других писателей. Н. Г. Чернышевский с детского возраста увлекался чтением. До поступления в учебное заведение он приобрел часть широких познаний, которые впоследствии поражали современников. Он читал художественную литературу и исторические труды, книги по разным разделам знаний и изучал языки -- древние и новые. Молодой Чернышевский внимательно наблюдал окружавшую его жизнь, рано стал "разбирать, что правда и что ложь, что добро и что зло" (слова...
    9. В изъявление признательности
    Входимость: 4. Размер: 34кб.
    Часть текста: что я без возражений принимаю их за правду. Такую роль я не могу взять на себя. На страницах 38 и 39 вашей статьи вы говорите, что в литературном кругу, к которому принадлежал Добролюбов, был человек, более его замечательный по дарованиям; этого человека вы почитаете учителем Добролюбова; вы приписываете этому человеку энергию убеждепий, гораздо большую той, какую находите в Добролюбове 1 . На 34 стр. вы о том же человеке говорите: "мы совершенно искренно уважаем некоторых из друзей покойного -бова, в особенности одного, о лицемерном непризнавании заслуг которого мы, кажется, первые сказали, что оно переступило меру". Очевидно, что вы тут упоминаете статью обо мне, помещенную в одной из осенних книжек вашего журнала за прошлый год 2 . Очевидно, что под человеком, который был учителем Добролюбова, превосходил его талантом и энергиею, вы разумеете меня. Это принуждает меня разъяснить вам мои отношения к развитию образа мыслей Добролюбова, сказать, как представляется мне самому отношение моих сил к силам его и какая разница действительно существует, по степени энергии, между мною и им. Учителем Добролюбова я не мог быть, во-первых, уже и потому, что не был его учителем никто из людей, писавших по-русски. Довольно много пользы принесли ему статьи Белинского и других людей того литературного круга 3 . Но не под их главным влиянием сложился его...
    10. Капитал и труд
    Входимость: 4. Размер: 176кб.
    Часть текста: которая, по незаслуженному счастью, до сих пор считается у нас единственною и полною представительницею всей науки 1 . Если мы скажем, что г. Горлов ни на шаг не дерзает отступать от этой системы, читатель может предположить, что наша статья будет содержать жестокое нападение на сочинение г. Горлова. Нет, мы не находим, чтобы эта книга заслуживала такой участи или такого внимания. Г. Горлов излагает систему, которую мы не одобряем; но он, как из всего видно, держится этой системы только потому, что гораздо легче знать вещи, о которых толкуют во всех книгах уже целых сто лет, нежели усвоить себе понятия, явившиеся не очень давно. Ломоносов был великий писатель -- кому это не известно? А то, что Гоголь также великий писатель, еще далеко не всем понятно. За что же нападать на человека, который, вечно толкуя о Ломоносове, не ценит Гоголя потому только, что родился "в настоящее время, когда", чтобы понимать Гоголя, надобно следить за литературою, а не через пятьдесят лет, когда слава Гоголя войдет в рутину? Это просто отсталый человек; отсталость должна в чувствительной душе возбуждать сожаление, а не гнев. Порицать книгу г. Горлова мы не находим надобности; хвалить ее мы, пожалуй, были бы готовы, но, как ни старались набрать в ней материалы для похвал, набрали их не много. Изложение...