• Приглашаем посетить наш сайт
    Ходасевич (hodasevich.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1863"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Щеголев П. Е.: Страсть писателя
    Входимость: 21. Размер: 53кб.
    2. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?".
    Входимость: 18. Размер: 31кб.
    3. Чернышевский Н. Г.: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 6. Размер: 57кб.
    4. Полянский В.: Чернышевский.
    Входимость: 6. Размер: 44кб.
    5. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXV . Вдохновитель революционного движения
    Входимость: 5. Размер: 59кб.
    6. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?". Часть 2
    Входимость: 5. Размер: 9кб.
    7. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXVI. "Что делать?"
    Входимость: 5. Размер: 43кб.
    8. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?". Часть 10
    Входимость: 5. Размер: 12кб.
    9. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?". Часть 3
    Входимость: 4. Размер: 42кб.
    10. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?". Часть 11
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    11. Пинаев М. Т.: Н. Г. Чернышевский - романист и "новые люди" в литературе 60-70-х годов.
    Входимость: 3. Размер: 20кб.
    12. Что делать? (черновик). Другие редакции,варианты,наброски
    Входимость: 3. Размер: 84кб.
    13. Пинаев М. Т.: Н. Г. Чернышевский - романист и "новые люди" в литературе 60-70-х годов. Часть 2
    Входимость: 3. Размер: 23кб.
    14. Лесков Н. С.: Николай Гаврилович Чернышевский в его романе "Что делать?
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    15. Чернышевский - Что делать? Глава третья. Часть XXIX
    Входимость: 2. Размер: 63кб.
    16. Чернышевский Н. Г.: Биографический очерк
    Входимость: 2. Размер: 71кб.
    17. Боткин В. П., Фет А. А.: О романе Чернышевского "Что делать?"
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    18. Чернышевский - Что делать? От редактора
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    19. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский (немецкое издание). H. Г. Чернышевский. Часть V
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    20. Основные даты жизни и деятельности Н. Г. Чернышевского
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    21. Что делать? (черновик). Примечания к черновой редакции
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    22. Письма без адреса
    Входимость: 1. Размер: 87кб.
    23. Чернышевский - Что делать? Глава третья. Часть VIII
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    24. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXVIII. Кадая
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    25. Чернышевский - Что делать? Глава вторая. Часть XIX
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    26. Короленко В. Г: Воспоминания о Чернышевском.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    27. Что делать? (черновик). Глава третья. Замужество и вторая любовь
    Входимость: 1. Размер: 199кб.
    28. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XIV. Работа над диссертацией и начало сотрудничества в "Современнике"
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    29. Тамарченко Г. Е.: "Что делать?" и русский роман шестидесятых годов. Часть 3
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    30. Чернышевский - Что делать? Глава пятая. Часть XXIII
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    31. Из переписки с сыновьями 1876-1878 гг. Письмо 9. А. Н. и M. H. Чернышевским
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    32. Что делать? (черновик). Дополнение
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    33. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава третья. "Собственный" план Чернышевского и вопрос о поземельной общине
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    34. Плеханов Г. В.: Н. Г. Чернышевский. История русской литературы. Часть IX
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    35. Чернышевский - Что делать? Глава шестая. Перемена декораций
    Входимость: 1. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Щеголев П. Е.: Страсть писателя
    Входимость: 21. Размер: 53кб.
    Часть текста: крепости 1 . Здесь, в одиночной камере равелина, он провел один год десять месяцев и две недели, или шестьсот семьдесят восемь дней. Отсюда 20 мая 1864 года он был отправлен на каторгу. Внешняя история пребывания Чернышевского в равелине может быть изложена в кратких чертах в следующем виде. В момент заключения Чернышевского в равелине был только один узник -- поручик Бейдеман, но вслед за Чернышевским последовала в июле и в августе 1862 года довольно значительная группа лиц, привлеченных или прикосновенных к "Делу о лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами", т. е. Герценом, Огаревым, Бакуниным. В тот же день, 7 июля, были приведены в равелин Н. А. Серно-Соловьевич и Ветошников, а затем Авдеев, Белозерский, Воронов, Владимиров, Котляревский, Лялин, Налбандов, Нечипоренко, Петровский, де-Траверсе, Шебаев. Из этой группы пересидели Чернышевского ненадолго Лялин, Шебаев, де-Траверсе и почти на год Серно-Соловьевич, Ветошников, Владимиров, Налбандов. В 1862 же году в равелин были заключены по делу о политических кружках "с исключительно малороссийским направлением" Ив. Стронин и Вас. Шевич 2 (оба сидели до 31 декабря 1862 года). В 1863 году население равелина сильно...
    2. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?".
    Входимость: 18. Размер: 31кб.
    Часть текста: конечно, должен был писать с оглядкой на цензуру, гораздо большею, чем литератор, находившийся на свободе. "Чернышевский из своего далека прислал нам роман", - прозрачно намекал Н. С. Лесков. {Николай Горохов <Н. С. Лесков>. Николай Гаврилович Чернышевский в его романе "Что делать?". (Письмо к издателю "Северной пчелы"). - В кн.: Н. С. Лесков. Собр. соч. в одиннадцати томах, т. X. М., 1958, стр. 20.} Эта осторожность и забота о судьбе романа очевидны a priori и наглядно подтверждаются маскировочной "Заметкой для А. Н. Пыпина и Н. А. Некрасова", смысл которой был в 1953 г. убедительно раскрыт в работе Б. Я. Бухштаба. {Б. Я. Бухштаб. Записка Чернышевского о романе "Что делать?". Перепеч. в кн.: Б. Я. Бухштаб. Библиографические разыскания по русской литературе XIX века. М., 1966, стр. 117-132.} Из особого положения автора и непрочного положения "Современника", недавно только перенесшего жестокие репрессии и висевшего на волоске, следует и другое, недоказуемое документально, но в высшей степени вероятное предположение, что редакция журнала (скорее...
    3. Чернышевский Н. Г.: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 6. Размер: 57кб.
    Часть текста: семье священника. До 12 лет воспитывался и учился дома, под руководством отца, отличавшегося многосторонней образованностью, и в тесном общении с родственной семьей Пыпиных (двоюродный брат Ч. -- А. Н. Пыпин -- стал известным историком литературы). По собственному признанию, "сделался библиофагом, пожирателем книг очень рано..." (Полн. собр. соч. -- Т. 1. -- С. 632; далее указываются том и страница). В 1842--1845 гг. Ч. учился в Саратовской семинарии, где ему прочили блестящую духовную карьеру (сочинения Ч. хранились в семинарской библиотеке). Изучал многие языки, в т. ч. восточные (под наблюдением профессора Г. С. Саблукова написал "Обзор топографических названий в Саратовской губернии татарского происхождения"). Однако духовное поприще не влекло Ч., и, не закончив семинарию, он поступил в 1846 г. на отделение общей словесности философского факультета Петербургского университета, где занимался славянской филологией у профессора И. И. Срезневского (составил "Опыт словаря из Ипатьевской летописи"); теорией словесности -- у профессора А. В. Никитенко (написал диссертацию "О "Бригадире" Фонвизина"); всеобщей историей; физикой (долго работал над проектом вечного двигателя) и др. Но академические занятия составляли лишь часть интересов Ч., все более склонявшихся в сторону политики (он пристально следил за революционными событиями в Западной Европе 1848-- 1849 гг.), философских и экономических учений (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Л. Фейербах и др.). После ареста петрашевцев в 1849 г. он отметил в дневнике, что "сам никогда бы не усомнился бы вмешаться в их общество и со временем, конечно, вмешался бы" (1, 274). В круг друзей Ч. входили М. Л. Михайлов, петрашевец А. В. Ханыков, И. И. Введенский (педагог и переводчик, на вечерах у которого собиралась радикально настроенная молодежь). За годы учебы в университете (1846--1850)...
    4. Полянский В.: Чернышевский.
    Входимость: 6. Размер: 44кб.
    Часть текста: семьи, в которой он вырос; "Простой человеческий взгляд на каждый отдельный факт жизни господствовал в этой семье" (I, 684). {Здесь и в дальнейшем тексты из произведений Чернышевского цитируются по изданию: Н. Г. Чернышевский, Полное собрание сочинений, тт. I--XVI, Гослитиздат, 1939--1953.} Отец Чернышевского имел большую и довольно разнообразную библиотеку, он выписывал лучший журнал того времени -- "Отечественные записки", и котором печатали свои статьи Белинский и Герцен, постоянно приносил домой новинки литературы, произведения Пушкина, Жуковского, Гоголя и других писателей. Н. Г. Чернышевский с детского возраста увлекался чтением. До поступления в учебное заведение он приобрел часть широких познаний, которые впоследствии поражали современников. Он читал художественную литературу и исторические труды, книги по разным разделам знаний и изучал языки -- древние и новые. Молодой Чернышевский внимательно наблюдал окружавшую его жизнь, рано стал "разбирать, что правда и что ложь, что добро и что зло" (слова Чернышевского), критически относился к явлениям действительности, к мнениям, которые господствовали в его среде, к содержанию книг, которые попадали ему в руки. Он видел, что, помимо нравственных принципов, которые бытуют в народе, стремящемся к справедливой жизни, человеку внушается мораль, выработанная общественным строем эксплуатации и угнетения. Чернышевский с негодованием...
    5. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXV . Вдохновитель революционного движения
    Входимость: 5. Размер: 59кб.
    Часть текста: развязки крестьянского вопроса, роль Чернышевского, как вождя революционной демократии, становилась все более и более активной. Лучшие люди страны, стремившиеся посвятить свои силы служению революции, объединились вокруг него. Рядом с ним действовал его близкий друг и единомышленник - Н. А. Добролюбов, который готов был, подобно своему учителю, пожертвовать жизнью для блага народа. "Вышел я на бой, - писал Добролюбов своему товарищу по семинарии вскоре после знакомства с Чернышевским, - без заносчивости, но и без трусости - гордо и спокойно... Говорят, что мой путь смелой правды приведет меня когда-нибудь к погибели. Это очень может быть; но я сумею погибнуть недаром. Следовательно, и в самой последней крайности будет со мной мое всегдашнее неотъемлемое утешение, - что я трудился и жил не без пользы..." С уверенностью можно сказать, что если бы не преждевременная смерть, вскоре последовавшая, то Добролюбов не избегнул бы участи, постигшей виднейших революционных деятелей шестидесятых годов. Идейное влияние Чернышевского наложило печать на творчество великого народного поэта Украины Тараса Шевченко, помогло ему найти ярчайшие краски для изображения судьбы обездоленного народа. Тесное общение с Чернышевским помогло Михаилу Ларионовичу Михайлову осознать необходимость действенной пропаганды, революционизировало его мысль, толкнуло его на составление вместе с Шелгуновым известной прокламации "К молодому поколению", заканчивавшейся призывом к политическому перевороту. Один из будущих руководителей восстания в Польше в 1863 году, Сигизмунд Сераковский, в начале своего сближения с Николаем Гавриловичем находился в плену ошибочных представлений о возможности коренных общественно-политических реформ при сохранении самодержавия. Чернышевский сумел развеять эти иллюзии и заблуждения пылкого, увлекающегося Сераковского, сумел направить его неукротимый темперамент на путь...
    6. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?". Часть 2
    Входимость: 5. Размер: 9кб.
    Часть текста: в одном из не дошедших до нас писем к А. Н. Пыпину, писанных до 18 декабря, 20 декабря или около 24 декабря. {Н. М. Чернышевская. Летопись..., стр. 275.} Во всяком случае Е. Н. Пыпина сообщала об этом своим родителям в Саратов уже 1 января 1863 г. {Н. М. Чернышевская-Быстрова. Чернышевский в Алексеевской равелине. (Переписка Е. Н. Пыпиной с родными 1862-1864 гг.). - В кн.: Николай Гаврилович Чернышевский... Саратов, 1928, стр. 304.} Еще не получив романа и вообще не зная, дойдет ли он, а если дойдет - будет ли пропущен цензурой, редакция "Современника" (ее, кроме Чернышевского, составляли в это время Некрасов, Пыпин, Салтыков-Щедрин, Антонович) поспешила сделать на обложке N 1-2 журнала (возобновленного после восьмимесячного запрета) следующее объявление: "Для "Современника", между прочим, имеются: "Что делать?" роман Н. Г. Чернышевского. (Начнется печатанием со следующей книжки)". Дальше объявлялось о романе Н. Г. Помяловского "Брат и сестра", повести М. Е. Салтыкова "Тихое пристанище" и о комедии А. Н. Островского "Пучина". В общем перечне демонстративность анонса "Что делать?" была несколько ослаблена. {Е. Н. Пыпина в письме к родителям в Саратов 5 ноября 1862 г. сообщала, что объявление об издании "Современника" в 1862 г. после "всех мытарств" было урезано цензурою, в частности не было пропущено имя Чернышевского; тогда редакция вообще отказалась от перечисления имен ближайших сотрудников...
    7. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXVI. "Что делать?"
    Входимость: 5. Размер: 43кб.
    Часть текста: Н.: Н.Г. Чернышевский. XXVI. "Что делать?" XXVI . "Что делать?" В воскресный февральский день 1863 года бедно одетый чиновник переходил Литейную улицу у Мариинской больницы. Он не заметил бы лежавшего на мостовой свертка, если бы не задел его нотою. Сначала чиновник обрадовался, но находка тотчас же и разочаровала его: в свертке оказалась довольно объемистая рукопись со странным заголовком "Что делать?" Подождав, не вернется ли кто искать утерянную рукопись, он побрел домой, раздумывая, как поступить с нею дальше. Случилось это 3 февраля, а через день в "Ведомостях Санкт-Петербургской полиции" появилось объявление: "ПОТЕРЯ РУКОПИСИ. В воскресенье 3 февраля, во втором часу дня, проездом по Большой Конюшенной от гостиницы Демута до угольного дома Каппера, а оттуда через Невский проспект, Караванную и Семеновский мост до дома Краевского, на углу Литейной и Бассейной, обронен сверток, в котором находились две прошнурованные по углам рукописи с заглавием "Что делать?". Кто доставит этот сверток в означенный дом Краевского, к Некрасову, тот получит пятьдесят рублей серебром", В объявлении шла речь о рукописи первых глав ставшего вскоре знаменитым романа Чернышевского. Его автор уже семь месяцев находился в предварительном заключении в Петропавловской крепости, где им и был написан этот роман. Работа над ним была начата Чернышевским на пятом месяце пребывания в крепости - 14 декабря 1862 года. Он писал его в промежутках между допросами, объявлениями голодовок (как раз в день потери Некрасовым первых глав рукописи "Что делать?" доктор Петропавловской крепости доносил коменданту об объявлении Чернышевским очередной голодовки), составлением протестующих писем к коменданту крепости Сорокину, генерал-губернатору Петербурга...
    8. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?". Часть 10
    Входимость: 5. Размер: 12кб.
    Часть текста: полной изоляции автора от внешнего мира, с 14 декабря 1862 по 4 апреля 1863 г. - эта дата указана Чернышевским на черновой рукописи романа и не может быть оспорена. {Для наших целей не имеет значения предположение, что роман был задуман и первые наброски его относятся ко времени жизни Чернышевского в Саратове в 1851-1853 гг. (XI, 703). В это время ситуация Обручева-Боков-Сеченов вообще не существовала.} Стало быть, необходимо прежде всего установить, что именно из романа Обручевой относится к этому времени. Допустим, хотя и это не бесспорно, что все интимные переживания наших героев сразу же становились широко известными в Петербурге и немедленно доходили до Чернышевского. {П. И. Боков (домашний врач Чернышевских с 1858 г.) несомненно был близок Чернышевскому. Дата знакомства Сеченова и Чернышевского не установлена, но скорее всего оно произошло через Бокова. Точно известно, что Сеченов приехал в Петербург 1 февраля 1860 г. Как предполагает М. И. Яновская, знакомство его с Боковым произошло в одну из суббот после 25 февраля 1861 г. у С. П. Боткина, - это могли быть субботы 5, 12, 19 или 26 марта (М. Яновская. Сеченов, стр. 96 и 116. - Эта книга, вышедшая в серии "Жизнь замечательных людей", написана в полубеллетристической форме, но является результатом внимательной...
    9. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?". Часть 3
    Входимость: 4. Размер: 42кб.
    Часть текста: далее до конца главы, т. е. до 31 включительно). Еще больше переделана пятая глава - в ней начиная с 14 и до конца нет соответствия черновой и окончательной редакции. 18 этой главы не имеет в журнальном тексте ничего подобного - его нумерация совершенно условна и определяется последовательностью отрывков; о нем речь пойдет ниже. 7, 8 и 9 главы четвертой черновика лишь отчасти совпадают с окончательным текстом. Некоторые параграфы появились лишь в окончательном тексте: ранее они отсутствовали. Таковы "Похвальное слово Марье Алексевне" (24 главы второй) и "Особенный человек" ( 29 главы третьей). Особое заглавие ("Вторая завязка"), в окончательном тексте устраненное, в черновике дано отрывку, вошедшему потом именно в параграф "Особенный человек". В остальном, с небольшими вариантами, в черновике налицо заглавия первой, второй, третьей и четвертой глав; глава пятая в ранней редакции заглавия не имеет, глава шестая отсутствует - она была написана, очевидно,...
    10. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?". Часть 11
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    Часть текста: том, что "все существенное в моем рассказе - факты, пережитые моими добрыми знакомыми" (713). Однако эти слова (вообще большая часть этого параграфа) из чернового текста в беловой все же не перешли. Очень важно не забывать, что резкий протест против обязательных поисков прототипов содержится в написанном 10 октября 1863 г., т. е. вскоре после завершения "Что делать?", предисловии к "Повести в повести": "..."Не умеющие читать", как я называю их в романе, не могут никакими резонами быть обращены в людей с здравым смыслом, понимающих, что роман надобно читать как роман. Они все ищут: с кого срисовал автор вот это или вот то лицо? с себя? или с своей кузины? или с своего приятеля? Они не могут успокоиться, пока не отыщут чего-нибудь такого <...> Если бы я был менее опытен в жизни, я надеялся бы, что этою шуткою для невинного смеха честным людям, этою оплеухою некоторой тенденции некоторых людей я отобью у сплетников охоту к сплетням" (XII, 684-685). Это мнение самого автора романа игнорируется обычно исследователями, желающими во что бы то ни стало отыскать...