• Приглашаем посетить наш сайт
    Ходасевич (hodasevich.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1854"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Об искренности в критике
    Входимость: 28. Размер: 83кб.
    2. Бедность не порок (комедия А. Островского)
    Входимость: 12. Размер: 32кб.
    3. Чернышевский Н. Г.: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 8. Размер: 57кб.
    4. Песни разных народов
    Входимость: 5. Размер: 88кб.
    5. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XIV. Работа над диссертацией и начало сотрудничества в "Современнике"
    Входимость: 5. Размер: 59кб.
    6. О поэзии. Сочинение Аристотеля
    Входимость: 4. Размер: 83кб.
    7. Роман и повести М. Авдеева
    Входимость: 3. Размер: 45кб.
    8. Три поры жизни (роман Евгении Тур)
    Входимость: 3. Размер: 32кб.
    9. Николаев П. А.: Классик русской критики
    Входимость: 3. Размер: 46кб.
    10. Чернышевский - Что делать? Глава четвертая. Часть XVI. Четвертый сон Веры Павловны
    Входимость: 3. Размер: 48кб.
    11. Н. А. Добролюбов (Некролог)
    Входимость: 3. Размер: 25кб.
    12. Полянский В.: Чернышевский.
    Входимость: 3. Размер: 44кб.
    13. В изъявление признательности
    Входимость: 3. Размер: 34кб.
    14. Заметки о Некрасове
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    15. Чернышевский - Что делать? Глава пятая. Часть VIII
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    16. Полянский В.: Чернышевский. Часть 5
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    17. Чернышевский Н. Г.: Биографический очерк
    Входимость: 2. Размер: 71кб.
    18. Чернышевский - Что делать? Глава пятая. Часть XXII
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    19. Лавров П. Л.: Николай Гаврилович Чернышевский и ход развития русской мысли
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    20. Г. Чичерин как публицист
    Входимость: 2. Размер: 77кб.
    21. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава первая. Значение литературы и искусства
    Входимость: 2. Размер: 57кб.
    22. Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    23. Плеханов Г. В.: Эстетическая теория Н. Г. Чернышевского.
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    24. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXIII . Кругозор ученого и публициста
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    25. Суеверие и правила логики
    Входимость: 1. Размер: 73кб.
    26. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Введение
    Входимость: 1. Размер: 130кб.
    27. Очерки гоголевского периода русской литературы.
    Входимость: 1. Размер: 118кб.
    28. Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь
    Входимость: 1. Размер: 100кб.
    29. Полянский В.: Чернышевский. Часть 3
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    30. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XV. Защита диссертации
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    31. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XVII . Кругозор критика
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    32. Плеханов Г. В.: Н. Г. Чернышевский. История русской литературы.
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    33. Чернышевский - Что делать? Глава третья. Часть XXIX
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    34. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский (немецкое издание). H. Г. Чернышевский. Часть IV
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    35. Соловьев В. С.: Н. Г. Чернышевский
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    36. Щеголев П. Е.: Страсть писателя
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    37. Чернышевский - Что делать? Глава третья. Часть XXII. Теоретический разговор
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    38. Чернышевский - Что делать? Глава первая. Часть I
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    39. Франция при Людовике-Наполеоне
    Входимость: 1. Размер: 131кб.
    40. Воспоминания о Некрасове
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    41. Сочинения и письма Н. В. Гоголя
    Входимость: 1. Размер: 158кб.
    42. Основные даты жизни и деятельности Н. Г. Чернышевского
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    43. Пинаев М. Т.: Н. Г. Чернышевский - романист и "новые люди" в литературе 60-70-х годов. Часть 2
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    44. Плеханов Г. В.: Н. Г. Чернышевский. История русской литературы. Часть VII
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    45. Мелентьев Ю. С.: Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский
    Входимость: 1. Размер: 81кб.
    46. Очерки из крестьянского быта А. Ф. Писемского
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    47. Сочинения В. Жуковского
    Входимость: 1. Размер: 52кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Об искренности в критике
    Входимость: 28. Размер: 83кб.
    Часть текста: Она ниже публики; такою критикою могут быть довольны писатели, плохие произведения которых она восхваляет; публика остается ею столько же довольна, сколько теми стихами, драмами и романами, которые рекомендуются вниманию читателей в ее нежных разборах" 1 . И мы заключили статью словами: "нет, критика должна стать гораздо строже, серьезнее, если хочет быть достойною имени критики". Мы указывали, как на пример того, какова должна быть истинная критика, на критику "Московского телеграфа" 2 , и, конечно, не по недостатку лучших примеров. Но мы удерживались от всяких -- не говорим указаний, даже от всяких намеков на те или другие статьи того или другого журнала, нежность, слабость которых ставит ныне в необходимость напоминать критике о ее правах, о ее обязанностях,-- и мы не хотели приводить примеров наверное уже не потому, чтобы трудно было набрать их сотни. Каждый из наших журналов за последние годы мог представить немало материалов для таких указаний; разница была только в том, что один журнал мог представить их больше, другой -- меньше. Поэтому нам казалось, что делать выписки из статей того или другого журнала значило бы только без нужды придавать полемический характер статье, писанной с намерением указать недостаток, общий до некоторой степени всем журналам, а вовсе не с целью попрекать тот или другой журнал. Мы считали излишним указывать примеры потому, что, желая, чтобы критика вообще вспомнила о своем достоинстве, мы вовсе не хотели ставить тот или другой журнал в необходимость защищать свои слабые стороны и через это прилепляться к прежним слабостям,-- известно, что,...
    2. Бедность не порок (комедия А. Островского)
    Входимость: 12. Размер: 32кб.
    Часть текста: Москва. 1854 Первая комедия г. Островского, "Свои люди -- сочтемся", была принята читателями с единодушным одобрением 1 . Мы встречали даже таких, которые, в порыве увлечения, ставили эту комедию выше "Недоросля" и "Горе от ума", наравне с "Ревизором" 2 . И такое увлечение не сердило тех, которые не разделяли его,-- так оно было естественно. Через два года явилась "Бедная невеста", не уронившая известности автора, но и не поддержавшая ее 3 . Третья комедия его, "Не в свои сани не садись", заставила некоторых из самых жарких почитателей первого произведения г. Островского опасаться, что он уже не в силах создать что-нибудь достойное автора "Своих людей". Но большая часть публики не разделяла еще этих опасений; многие оставались так увлечены "Своими людьми", что все, выходившее из-под пера их автора, считали равно замечательным. Явилась "Бедность не порок", и большинство публики убедилось в основательности опасений за талант г. Островского; и если мы скажем, что, по нашему убеждению, г. Островский еще может иметь силы -- если только будет иметь желание -- создать после "Бедность не порок" что-нибудь замечательное, то большинство читателей, мнение которых имеет вес в деле искусства, едва ли не назовет нас людьми, которые все еще не хотят отказаться от надежд и тогда, когда уже невозможно надеяться. Мы не можем найти эпитета, который бы достаточно выражал всю фальшивость и слабость новой комедии; не можем найти потому, что воспоминание о "Своих людях" не позволяет нам прибегнуть к эпитетам, которыми характеризуются произведения кичливой бездарности. Поэтому скажем только: новая...
    3. Чернышевский Н. Г.: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 8. Размер: 57кб.
    Часть текста: в семинарской библиотеке). Изучал многие языки, в т. ч. восточные (под наблюдением профессора Г. С. Саблукова написал "Обзор топографических названий в Саратовской губернии татарского происхождения"). Однако духовное поприще не влекло Ч., и, не закончив семинарию, он поступил в 1846 г. на отделение общей словесности философского факультета Петербургского университета, где занимался славянской филологией у профессора И. И. Срезневского (составил "Опыт словаря из Ипатьевской летописи"); теорией словесности -- у профессора А. В. Никитенко (написал диссертацию "О "Бригадире" Фонвизина"); всеобщей историей; физикой (долго работал над проектом вечного двигателя) и др. Но академические занятия составляли лишь часть интересов Ч., все более склонявшихся в сторону политики (он пристально следил за революционными событиями в Западной Европе 1848-- 1849 гг.), философских и экономических учений (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Л. Фейербах и др.). После ареста петрашевцев в 1849 г. он отметил в дневнике, что "сам никогда бы не усомнился бы вмешаться в их общество и со временем, конечно, вмешался бы" (1, 274). В круг друзей Ч. входили М. Л. Михайлов, петрашевец А. В. Ханыков, И. И. Введенский (педагог и переводчик, на вечерах у которого собиралась радикально настроенная молодежь). За годы учебы в университете (1846--1850) были...
    4. Песни разных народов
    Входимость: 5. Размер: 88кб.
    Часть текста: свою; мало этого, даже итальянцы до сих пор продолжают считать себя стоящими в челе всемирного движения, воображают, будто бы их поэты и ученые -- не Данте или Ариосто, не Джордано Бруно или Галилей,-- нет, современные, не важные ни для кого, кроме самих итальянцев, поэты и ученые -- первые двигатели умственного и нравственного мира. После этого легко будет оценить и степень основательности притязаний каждого нового поколения на безусловную справедливость стремлений своего века. Беспрестанно повторяется старая история присуждения греками награды тому человеку, который наиболее содействовал победе над Ксерксом: когда началась баллотировка, каждый из присутствовавших клал в урну свое собственное имя 1 . Мы не говорим, чтобы все притязания настоящего поколения на славу были несправедливы; мы даже не хотим решать и того, справедливы ли притязания нашего времени на первенство над всеми предыдущими историческими эпохами, на безусловную справедливость того "духа века", который веет ныне. Мы только хотим сказать, что похвала из собственных уст ненадежна, что самодовольство не ручается еще за справедливость и превосходство, что надобно ждать похвалы от других, не опираясь на собственную, что истина ...
    5. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XIV. Работа над диссертацией и начало сотрудничества в "Современнике"
    Входимость: 5. Размер: 59кб.
    Часть текста: . Работа над диссертацией и начало сотрудничества в "Современнике" Изменив свое первоначальное намерение писать диссертацию по славянским наречиям у Срезневского, Николай Гаврилович принимается с жаром работать над новой темой - "Эстетические отношения искусства к действительности". Показать реакционную сущность идеалистических представлений об искусстве, наиболее ярко выраженных в теории Гегеля, противопоставить ей революционно-материалистическую эстетику, опирающуюся на великие традиции передовой философской мысли России, - вот в чем заключался главный смысл задачи, поставленной перед собой Чернышевским. Профессор Никитенко утвердил эту тему, предложенную им самим еще несколько лет назад Чернышевскому-студенту для курсовой работы. Но, утверждая ее, профессор, конечно, не предполагал, что тема диссертации будет разработана с революционных позиций. Одновременно с диссертацией Чернышевский начал писать несколько популярных статей на эту же тему, предполагая, что ему удастся поместить их в "Отечественных записках". Таким образом, думал он, это новое эстетическое учение, провозглашенное и с университетской кафедры и на страницах распространенного журнала, сделается ...
    6. О поэзии. Сочинение Аристотеля
    Входимость: 4. Размер: 83кб.
    Часть текста: замечательный по тонкости вкуса, к несчастью, был только "русским Лагарпом" и потому наделал русской критике, может быть, больше вреда, нежели пользы". Такие отзывы, от которых не откажется, вероятно, ни один из современных недоброжелателей эстетики, почти избавляют нас от надобности защищать необходимость этой науки от людей, столь сильно к ней нерасположенных и, однако ж, не сомневающихся в необходимости "ясных и твердых общих начал" для критика или историка литературы. Что ж такое и понимается под эстетикою, если не система общих принципов искусства вообще и поэзии в особенности? Мы очень хорошо понимаем, что эстетика заслуживала сильнейших преследований в те времена, когда из-за нее позабывали об истории литературы, на двадцати пяти листах толкуя об "отличных", "очень хороших", "посредственных" и "плохих" строфах какой-нибудь оды, а кончив эту сортировку, опять на стольких же листах разбирали "сильные" или "неправильные" выражения в этих "отличных", "посредственных" и т. д. строфах. Но когда ж было у нас это время, еще и доселе, к несомненному удовольствию французов, презирающих всякую...
    7. Роман и повести М. Авдеева
    Входимость: 3. Размер: 45кб.
    Часть текста: бы какой-нибудь господин, вследствие мудрого правила не читать ничего в ужас или скуку приводящего, редко заглядывающий в русские книги, спросил нас, раскается ли он, прочитав "Роман и повести" господина Авдеева, мы поручились бы ему головою, что не раскается,-- поручились бы даже, что он прочитает их с удовольствием. Но если б он был так неделикатен в выражениях, что предложил бы нам свой вопрос в отрицательной форме: "должен ли я жалеть, что не читал повестей и романа г. Авдеева, и необходимо ли мне загладить свой проступок?", то... мы не знаем, что бы мы сказали ему. Отчего же мы не знаем наверное, что бы мы сказали? оттого, что г. Авдеев -- полная честь ему за это -- хороший, очень хороший рассказчик; но... но мы не знаем, может ли найтись в его "Романе и повестях" что-нибудь хорошего, кроме того, что рассказаны они хорошо. Говорят, будто бы достоинство платья зависит единственно от того, хорошо ли, изящно ли оно сделано; но говорят иногда и то, что как бы ни изящно сделано было платье, а все-таки не годится оно, если сделано из поношенной материи или сделано не по мерке. Мы боимся, чтобы последнее...
    8. Три поры жизни (роман Евгении Тур)
    Входимость: 3. Размер: 32кб.
    Часть текста: старинные плохие романы? "Без всякого сомнения, бесполезно,-- скажут в ответ многие,-- плохих романов и новых читать не стоит; а старинные плохие романы, конечно, еще хуже их". -- "Неопытность говорит вашими устами,-- возразим мы людям, хулящим старые плохие романы, и тем, которые покушаются перечитывать эти книжки, маленькие, но многочисленные,-- да, неопытность и отсталость от века. Каждое слово вашего ответа ложно. Во-первых, предполагая, что новые плохие романы не так плохи, как старые, вы отвергаете прогресс: прогресс состоит в том, что с течением времени хорошее делается еще лучше, плохое еще хуже; следовательно, по закону прогресса нынешние плохие романы должны быть еще хуже старинных. Si non, non: {Если нет, нет (лат.). -- Ред. } если нет, прогресса не существует..." -- "Позвольте вас остановить,-- прервет нас на этом месте защитник новейших плохих романов,-- ваши умозаключения несовременны и неосновательны, потому что выведены из общих отвлеченных понятий, а не из фактов, опираются ...
    9. Николаев П. А.: Классик русской критики
    Входимость: 3. Размер: 46кб.
    Часть текста: проникалась живыми интересами нашей жизни, все лучше и лучше постигала явления этой жизни, все решительнее и решительнее стремилась к тому, чтобы объяснить публике значение литературы для жизни, а литературе те отношения, в которых она должна стоять к жизни, как одна из главных сил, управляющих ее развитием". Что может быть выше подобной роли критики -- влиять на художественное творчество, которое могло бы "управлять" действительностью? Этот "руководительный пример" Белинского был основополагающим для Чернышевского-критика. Время литературно-критической деятельности Чернышевского -- это годы назревания социально-экономических перемен в русской жизни, когда вековечная крестьянская проблема в России со всей силой потребовала своего решения. Самые различные общественные силы -- реакционно-монархические, либеральные и революционные -- пытались участвовать в этом решении. Их социальный и идейный антагонизм со всей очевидностью обнаружился после крестьянской реформы, объявленной самодержавием в 1861 году. Как известно, возникшая к 1859 году в стране революционная ситуация не переросла в революцию, но именно о коренном революционном преобразовании русской жизни думали лучшие люди той эпохи. И первый среди них -- Чернышевский. Он поплатился заключением в крепости и долгими годами ссылки за свою революционно-политическую деятельность, и эта трагическая судьба не была для него неожиданной. Он предвидел ее еще в свои молодые годы. Кому не памятен его разговор в Саратове с будущей женой: "У меня такой...
    10. Чернышевский - Что делать? Глава четвертая. Часть XVI. Четвертый сон Веры Павловны
    Входимость: 3. Размер: 48кб.
    Часть текста: - Что делать? Глава четвертая. Часть XVI. Четвертый сон Веры Павловны И снится Вере Павловне сон, будто: Доносится до нее знакомый, -- о, какой знакомый теперь! -- голос {135} издали, ближе, ближе, - Wie herrlich leuchtet Mir die Natur! Wie glanzt die Sonne! Wie lacht die Flur! {*} {136} {* Как мне природа Блестит вокруг, Как рдеет солнце, Смеется луг! (Перевод С. С. Заяицкого)} И видит Вера Павловна, что это так, все так... Золотистым отливом сияет нива; покрыто цветами поле, развертываются сотни, тысячи цветов на кустарнике, опоясывающем поле, зеленеет и шепчет подымающийся за кустарником лес, и он весь пестреет цветами; аромат несется с нивы, с луга, из кустарника, от наполняющих лес цветов; порхают по веткам птицы, и тысячи голосов несутся от ветвей вместе с ароматом; и за нивою, за лугом, за кустарником, лесом опять виднеются такие же сияющие золотом нивы, покрытые цветами луга, покрытые цветами кустарники до дальних гор, покрытых лесом, озаренным солнцем, и над их вершинами там и здесь, там и здесь, светлые, серебристые, золотистые, пурпуровые, прозрачные облака своими переливами слегка оттеняют по горизонту яркую лазурь; взошло солнце, радуется и радует природа, льет свет и теплоту, аромат и песню, любовь и негу в грудь, льется песня радости и неги, любви и добра из груди -- "о земля! о нега! о любовь! о любовь, золотая, прекрасная, как утренние облака над вершинами тех гор" O Erd'! O...