• Приглашаем посетить наш сайт
    Чуковский (chukovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1860"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Чернышевский Н. Г.: Биографический очерк
    Входимость: 14. Размер: 71кб.
    2. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?". Часть 3
    Входимость: 9. Размер: 42кб.
    3. Н. А. Добролюбов (Некролог)
    Входимость: 7. Размер: 25кб.
    4. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?". Часть 10
    Входимость: 6. Размер: 12кб.
    5. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXIV . Поездка в Лондон
    Входимость: 5. Размер: 30кб.
    6. Полянский В.: Чернышевский.
    Входимость: 4. Размер: 44кб.
    7. Чернышевский Н. Г.: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 4. Размер: 57кб.
    8. Из переписки с сыновьями 1876-1878 гг. Письмо 9. А. Н. и M. H. Чернышевским
    Входимость: 3. Размер: 65кб.
    9. Щербина В. Р.: Гений революционно-демократической публицистики
    Входимость: 3. Размер: 29кб.
    10. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава девятая. Закон народонаселения. Чернышевский
    Входимость: 3. Размер: 61кб.
    11. Щеголев П. Е.: Страсть писателя
    Входимость: 3. Размер: 53кб.
    12. Письма без адреса
    Входимость: 3. Размер: 87кб.
    13. Нынешние английские виги
    Входимость: 2. Размер: 62кб.
    14. Что делать? (черновик). Примечания к черновой редакции
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    15. В изъявление признательности
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    16. Пинаев М. Т.: Н. Г. Чернышевский - романист и "новые люди" в литературе 60-70-х годов. Часть 2
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    17. Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    18. Капитал и труд
    Входимость: 2. Размер: 176кб.
    19. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?". Часть 8
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    20. Предисловие к русскому переводу истории XVIII столетия Шлоссера
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    21. История цивилизации в Европе от падения Римской империи до Французской революции
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    22. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава первая. Утопический социализм
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    23. Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов Г. К. Кэри
    Входимость: 2. Размер: 48кб.
    24. "Русская беседа" и ее направление
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    25. Плеханов Г. В.: Н. Г. Чернышевский. История русской литературы. Часть III
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    26. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXIII . Кругозор ученого и публициста
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    27. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский (немецкое издание). H. Г. Чернышевский. Часть V
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    28. Апология сумасшедшего
    Входимость: 1. Размер: 95кб.
    29. Экономическая деятельность и законодательство
    Входимость: 1. Размер: 144кб.
    30. Чернышевский - Что делать? Глава пятая. Часть XXIII
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    31. Плеханов Г. В.: Эстетическая теория Н. Г. Чернышевского. Часть IV.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    32. Мелентьев Ю. С.: Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский
    Входимость: 1. Размер: 81кб.
    33. Плеханов Г. В.: Н. Г. Чернышевский. История русской литературы. Часть IX
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    34. Чернышевский - Что делать? Глава третья. Часть III. Второй сон Веры Павловны
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    35. Основные даты жизни и деятельности Н. Г. Чернышевского
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    36. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава пятая. Чернышевский и Маркс
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    37. Непочтительность к авторитетам
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    38. Чернышевский - Что делать? Глава четвертая. Часть X
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    39. Чернышевский - Что делать? Глава третья. Часть II
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    40. Чернышевский - Что делать? Глава третья. Часть XX
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    41. Чернышевский - Что делать? Глава четвертая. Часть II
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    42. Чернышевский - Что делать? Глава вторая. Часть VIII. Гамлетовское испытание
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    43. Из переписки с сыновьями 1876-1878 гг.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    44. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXVI. "Что делать?"
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    45. Чернышевский - Что делать? Глава третья. Часть XXII. Теоретический разговор
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    46. Чернышевский - Что делать? Глава вторая. Часть XIII
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    47. Чернышевский - Что делать? Глава третья. Часть XXIX
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    48. Антропологический принцип в философии
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    49. Чернышевский - Что делать? Глава четвертая. Часть XVIII. Письмо Катерины Васильевны Полозовой
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    50. Полянский В.: Чернышевский. Часть 2
    Входимость: 1. Размер: 38кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Чернышевский Н. Г.: Биографический очерк
    Входимость: 14. Размер: 71кб.
    Часть текста: но и новых языков, делали его исключительной личностью в провинциальной глуши; но всего замечательнее были в нем поразительная доброта и благородство. Это был евангельский пастырь в лучшем значении слова, от которого в то время, когда полагалось обращаться сурово с людьми для их же блага, никто не слыхал ничего, кроме слов ласки и привета. В школьном деле, всецело построенном тогда на зверской порке, он никогда не прибегал ни к каким наказаниям. И вместе с тем этот добрый человек был необыкновенно строг и ригористичен в своих требованиях; в общении с ним нравственно подтягивались самые распущенные люди. Из ряду вон выходящая доброта, чистота души и отрешенность от всего мелкого и пошлого всецело перешли и к его сыну. Николай Гаврилович Чернышевский, как человек, был истинно светлой личностью - это признают злейшие враги его литературной деятельности. Самые восторженные отзывы о Чернышевском, как человеке, принадлежат двум престарелым представителям духовного сословия, не находившим достаточно слов, чтобы охарактеризовать вред писаний и теорий Чернышевского. Один из них, преподаватель разных семинарий Палимпсестов , душевно скорбит о том, что это "существо с самой чистой душой"...
    2. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?". Часть 3
    Входимость: 9. Размер: 42кб.
    Часть текста: не претерпел. Наиболее значительны отступления в главе третьей. {Все ссылки обозначают главы и параграфы, соответствующие окончательному тексту. Следует, однако, иметь в виду, что первоначально текст был написан без разделения на параграфы.} 21 черновика соответствует 20 журнального текста (и далее до конца главы, т. е. до 31 включительно). Еще больше переделана пятая глава - в ней начиная с 14 и до конца нет соответствия черновой и окончательной редакции. 18 этой главы не имеет в журнальном тексте ничего подобного - его нумерация совершенно условна и определяется последовательностью отрывков; о нем речь пойдет ниже. 7, 8 и 9 главы четвертой черновика лишь отчасти совпадают с окончательным текстом. Некоторые параграфы появились лишь в окончательном тексте: ранее они отсутствовали. Таковы "Похвальное слово Марье Алексевне" (24 главы второй) и "Особенный человек" ( 29 главы третьей). Особое заглавие ("Вторая завязка"), в окончательном тексте устраненное, в черновике дано отрывку, вошедшему потом именно в параграф "Особенный человек". В остальном, с небольшими вариантами, в черновике налицо...
    3. Н. А. Добролюбов (Некролог)
    Входимость: 7. Размер: 25кб.
    Часть текста: умер летом того же года 1 . Николай Александрович, способности которого развились очень рано (мы имеем тетрадь его стихотворений 2 , писанных в 1849 году, когда ему было тринадцать лет; в числе этих пьес есть переводы из Горация), поступил в четвертый (высший) класс Нижегородского уездного училища, должен был кончить семинарский курс в восемнадцать (обыкновенно кончают курс в двадцать один или двадцать два года) и тогда, как отличный ученик, был бы отправлен на казенный счет в Московскую или Казанскую духовную академию. Но ему очень хотелось ехать в университет. Однако же, по чрезвычайной деликатности характера, он не стал говорить об этом, когда из косвенных расспросов у отца заметил, что родителям было бы не совсем легко уделять хотя рублей по двести в год на его содержание в университете. А между тем оставаться в семинарии стало ему слишком скучно. Чтобы выиграть время, он, пробыв один год в богословском (высшем) классе, поехал в Петербургскую духовную академию, курсы которой начинаются с нечетных годов, между тем как в Казанской и Московской, ближайших к Нижнему Новгороду, они начинаются с четных годов (по которым идут курсы и в Нижегородской семинарии). По приезде в Петербург он увидел возможность поступить также на казенное содержание в Педагогический институт, который казался ему все-таки привлекательнее духовной академии, и сделался студентом института. Это было в августе 1853 года. Весною следующего года внезапно скончалась его мать, которую он любил чрезвычайно нежно. Эта неожиданная весть страшно поразила его и, по всей вероятности, нанесла первый сильный удар его здоровью. На каникулы (1854) он поехал в Нижний, и на его руках...
    4. Рейсер С. А.: Некоторые проблемы изучения романа "Что делать?". Часть 10
    Входимость: 6. Размер: 12кб.
    Часть текста: "Что делать?". Часть 10 10 Между тем установление истины не представляется в данном случае особенно сложным или кропотливым делом. Целесообразно прежде всего воспользоваться именно тем аргументом, который в 1863 г. В. А. Слепцов предлагал своей собеседнице - Екатерине Жуковской, но который и она, и - через 65 лет - ее редактор К. И. Чуковский отвергли. Напомню, что Чернышевский был арестован 7 июля 1862 г. и что роман "Что делать?" писался в Петропавловской крепости, в условиях полной изоляции автора от внешнего мира, с 14 декабря 1862 по 4 апреля 1863 г. - эта дата указана Чернышевским на черновой рукописи романа и не может быть оспорена. {Для наших целей не имеет значения предположение, что роман был задуман и первые наброски его относятся ко времени жизни Чернышевского в Саратове в 1851-1853 гг. (XI, 703). В это время ситуация Обручева-Боков-Сеченов вообще не существовала.} Стало быть, необходимо прежде всего установить, что именно из романа Обручевой относится к этому времени. Допустим, хотя и это не бесспорно, что все интимные переживания наших героев сразу же становились широко известными в Петербурге и немедленно доходили до Чернышевского. {П. И. Боков (домашний врач Чернышевских с 1858 г.) несомненно был близок Чернышевскому. Дата знакомства Сеченова и Чернышевского не установлена, но скорее всего оно произошло через Бокова. Точно известно, что Сеченов приехал в Петербург 1 февраля 1860 г. Как предполагает М. И. Яновская, знакомство его с Боковым произошло в одну из суббот после 25 февраля 1861 г. у С. П. Боткина, - это могли быть субботы 5, 12, 19 или 26 марта (М. Яновская. Сеченов, стр. 96 и 116. - Эта книга, вышедшая в серии "Жизнь замечательных людей", написана в полубеллетристической форме, но является результатом внимательной работы над материалами эпохи). Не датирован единственный сохранившийся документ - визитная карточка Бокова, на которой...
    5. Богословский Н.: Н.Г. Чернышевский. XXIV . Поездка в Лондон
    Входимость: 5. Размер: 30кб.
    Часть текста: прозорлив был Чернышевский, когда при начале их знакомства указывал на либеральные колебания Герцена. Летом 1859 года колебания эти завершились прямым выступлением издателя "Колокола" против "Современника"; причем непосредственным поводом к выступлению Герцена послужили как раз критические статьи самого Добролюбова, а также сатирические заметки в журнале, направленные против либералов. За несколько месяцев до этого инцидента "Современник" по инициативе Добролюбова открыл новый отдел - "Свисток" - с целью бичевать общественные пороки, преследовать "зло и неправду" с помощью смеха и шутки. В задачи "Свистка", по мысли Добролюбова, должно было входить сатирическое осмеяние не только откровенных реакционеров или, говоря языком того времени, рутинистов, но и так называемых прогрессистов, то есть людей, которые громко кричали "о современных успехах цивилизации, о правде, свободе и чести, без надлежащего усвоения себе истинных начал просвещения и грамотности". Нововведение "Современника", сразу же завоевавшее признание у читателей, вызвало смятение в рядах представителей буржуазно-дворянского либерализма, которые подвергались беспощадному разоблачению на страницах "Свистка". Особенное...
    6. Полянский В.: Чернышевский.
    Входимость: 4. Размер: 44кб.
    Часть текста: 12 (24) июля 1828 года в Саратове, в семье священника. Отец Чернышевского был небогат, и быт семьи Чернышевских был близок к быту семей интеллигентов-разночинцев того времени. В своей автобиографии Чернышевский вспоминал впоследствии об обстановке семьи, в которой он вырос; "Простой человеческий взгляд на каждый отдельный факт жизни господствовал в этой семье" (I, 684). {Здесь и в дальнейшем тексты из произведений Чернышевского цитируются по изданию: Н. Г. Чернышевский, Полное собрание сочинений, тт. I--XVI, Гослитиздат, 1939--1953.} Отец Чернышевского имел большую и довольно разнообразную библиотеку, он выписывал лучший журнал того времени -- "Отечественные записки", и котором печатали свои статьи Белинский и Герцен, постоянно приносил домой новинки литературы, произведения Пушкина, Жуковского, Гоголя и других писателей. Н. Г. Чернышевский с детского возраста увлекался чтением. До поступления в учебное заведение он приобрел часть широких познаний, которые впоследствии поражали современников. Он читал художественную литературу и исторические труды, книги по разным разделам знаний и изучал языки -- древние и новые. Молодой Чернышевский внимательно наблюдал окружавшую его жизнь, рано стал "разбирать, что правда и что ложь, что добро и что зло" (слова Чернышевского), критически относился к явлениям действительности, к мнениям, которые господствовали в его среде, к содержанию книг, которые попадали ему в руки. Он видел, что, помимо нравственных принципов, которые бытуют в народе, стремящемся к справедливой жизни, человеку внушается мораль, выработанная общественным строем эксплуатации и угнетения. Чернышевский с негодованием говорил впоследствии о том, какая "смесь понятий" преподносится ребенку: "Будь честен; пьянствуй; будь добр; воруй; люди все подлецы; будь справедлив; всё на свете продажно; молись богу; не пей вина; бога нет; будь ...
    7. Чернышевский Н. Г.: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 4. Размер: 57кб.
    Часть текста: и учился дома, под руководством отца, отличавшегося многосторонней образованностью, и в тесном общении с родственной семьей Пыпиных (двоюродный брат Ч. -- А. Н. Пыпин -- стал известным историком литературы). По собственному признанию, "сделался библиофагом, пожирателем книг очень рано..." (Полн. собр. соч. -- Т. 1. -- С. 632; далее указываются том и страница). В 1842--1845 гг. Ч. учился в Саратовской семинарии, где ему прочили блестящую духовную карьеру (сочинения Ч. хранились в семинарской библиотеке). Изучал многие языки, в т. ч. восточные (под наблюдением профессора Г. С. Саблукова написал "Обзор топографических названий в Саратовской губернии татарского происхождения"). Однако духовное поприще не влекло Ч., и, не закончив семинарию, он поступил в 1846 г. на отделение общей словесности философского факультета Петербургского университета, где занимался славянской филологией у профессора И. И. Срезневского (составил "Опыт словаря из Ипатьевской летописи"); теорией словесности -- у профессора А. В. Никитенко (написал диссертацию "О "Бригадире" Фонвизина"); всеобщей историей; физикой (долго работал над проектом вечного двигателя) и др. Но академические занятия составляли лишь часть интересов Ч., все более склонявшихся в сторону политики (он пристально следил за...
    8. Из переписки с сыновьями 1876-1878 гг. Письмо 9. А. Н. и M. H. Чернышевским
    Входимость: 3. Размер: 65кб.
    Часть текста: естествознания. Существенные черты этой характеристики таковы: То, что существует,-- вещество. Наши знания о качествах вещества -- это знания о веществе, как веществе, существующем неизменно. Какое-нибудь качество, это: само же вещество, существующее неизменно, рассматриваемое с одной определенной точки зрения. Сила, это: -- качество, рассматриваемое со стороны своего действования. Итак: сила, это: -- само же вещество. Законы природы, это: -- способы действования сил. Итак: законы природы, это: -- само же вещество. Я сказал: никто из натуралистов, сколько-нибудь уважающих себя и сколько-нибудь уважаемых другими натуралистами, не решится сказать, что он не находит этих понятий истинными; всякий скажет, что это его собственные понятия. И я прибавил: да, все они скажут: "Это так"; но очень многие -- почти все -- скажут, сами не понимая, что прочли, у них знакомство с этими понятиями очень плохо; и образ мыслей очень во многом не соответствует этим понятиям. Сделав эти общие заметки об отношениях большинства натуралистов к научной истине, я перешел к обзору содержания астрономического отдела предисловия к истории человечества. История нашей солнечной системы и, в частности, нашей планеты, разъяснена Лапласом. Этот его труд -- ряд очень простых, совершенно бесспорных, с научной точки зрения, выводов из Ньютоновой формулы, которая всеми астрономами принимается за истину, не подлежащую ни малейшему сомнению, и из нескольких общеизвестных фактов,...
    9. Щербина В. Р.: Гений революционно-демократической публицистики
    Входимость: 3. Размер: 29кб.
    Часть текста: и революционной мысли, ярко выразивший разум, энергию, прогрессивные общественные стремления своего времени. Органическое восприятие освободительных идей, их глубокое развитие, проникновение в сущность борьбы классов и политических направлений определили формирование Чернышевского как революционного демократа, а вместе с тем -- и как публициста. Во всех сферах его художественного, научного и публицистического творчества, отчетливо сказывается единая, объединяющая их направленность, их общее начало. Воинствующий революционный демократизм, утверждение интересов народных масс -- основа как художественной, эстетической, так и исторической, социально-политической и экономической концепций, нашедших одновременное воплощение в публицистической деятельности Чернышевского. Впервые Чернышевский выступил на журналистском поприще в 1853 году. Он публиковал статьи и рецензии на страницах журналов "Отечественные записки" и "Современник". Своего высшего подъема революционная и публицистическая деятельность Чернышевского достигла во второй половине 50 -- начале 60-х годов -- во время подготовки и проведения крестьянской реформы. Однако его революционное мировоззрение сформировалось раньше, еще в годы пребывания в Петербургском университете (1846--1850). Таким образом,...
    10. Плеханов Г.В.: Н. Г. Чернышевский. Глава девятая. Закон народонаселения. Чернышевский
    Входимость: 3. Размер: 61кб.
    Часть текста: (по Кольбу) находится до 61 1/2 миллионов акров, т. е. около 25 миллионов гектаров земли, годной для возделывания, то "Великобритания с Ирландией, при порядочном устройстве плодопеременного хозяйства, могли бы продовольствовать 230 миллионов населения", т. е. увеличить нынешний земледельческий продукт (расчет Чернышевского относится к 1860 году) в 9 раз {В 1860 г. все население Великобритании с Ирландией простиралось, тоже по Кольбу, до 29 миллионов человек. Чернышевский полагает, что из них домашними земледельческими продуктами содержалось не более 25 миллионов.}. "Достаточно ли 25 лет для введения хорошего плодопеременного хозяйства в земле, которая имеет уже вообще хозяйство гораздо лучшее, чем простое трехпольное, -- предоставляем рассудить каждому. "Итак, из нынешних агрономических книг видно, что, если бы Англия захотела и встретила надобность увеличить свой земледельческий продукт в течение 25 лет не в 2 раза, а в 5 или даже в 9 раз, это было бы вовсе не трудно при нынешнем состоянии сельскохозяйственных...